Банки активизировали продажу плохих долгов физлиц другим физлицам, рассказали несколько банкиров. «Сейчас кредитование сжимается, на этом фоне все сильнее вызревают плохие долги, поэтому банки стараются использовать все инструменты», – объясняет топ-менеджер крупного частного банка. К марту ссуды с просроченными платежами свыше 90 дней достигли 946 млрд руб., или 8,9% розничных кредитов, следует из данных ЦБ (см. график).
«Это индивидуальный инструмент взыскания долга, он не носит массового характера, хотя было бы интересно его дальше развивать», – добавляет другой банкир. По его словам, таким образом обычно продаются крупные долги – ипотека (особенно валютная) или остаток долга после продажи залога. Ипотечный долг, по его словам, покупают родственники, которые не хотят потерять квартиру.
«Права требования по кредитам охотно приобретают должники наших должников – для взаимозачета. Например, это могут быть бывшие партнеры по бизнесу. Такие индивидуальные цессии набирают обороты на фоне низкого спроса на «портфельные», – говорит начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов.
Действительно, банкам все сложнее продавать портфельные долги коллекторам: цена этих портфелей снижается с середины прошлого года. Коллекторы сейчас готовы покупать их примерно за 2%. Из-за этого в I квартале доля закрытых сделок между банками и коллекторами стала минимальной за последние два года.
Из-за ужесточения условий при выдаче кредитов некоторые потенциальные заемщики предлагают следующую схему, рассказывает топ-менеджер банка из топ-30: «Давайте я выкуплю долг физлица, например, на 300 000 руб., а вы мне дайте еще столько же в кредит, а еще некоторую скидку». «В таких тяжелых экономических условиях на что только не идут», – шутит банкир.
Еще один набирающий популярность инструмент – бывший муж готов выкупить долг экс-супруги, договорившись с ней о том, что она не подает на алименты, добавляет собеседник «Ведомостей».
По словам Вялова, возможность продавать долг другому физлицу появилась после вступления в силу закона о потребительском кредите в июле прошлого года, так как в нем нет прямого запрета на продажу долгов физлицам. Возможность продавать долг физлицам была всегда, но раньше это надо было согласовывать с заемщиком, чей долг продается, уточняет другой банкир: «А если он не согласен, то его долг можно было продать только другой кредитной организации или некредитной организации, которая была указана в кредитном договоре».
Продать долг другому физлицу значительно выгоднее, говорит собеседник «Ведомостей»: «Конечно, приходится предлагать какой-то дисконт. Например, 15–25%, может быть, даже 50%. Но даже в этом случае банк выручит намного больше денег, чем если продаст коллектору. Самый меньший дисконт, который просят коллекторы на моей памяти, – 90%».
Мари МЕСРОПЯН