Рецессия, в которую вступила экономика Японии, сократила доходы, получаемые якудза — местной мафией — от рынков недвижимости и строительства. Кроме того, ужесточение законов в отношении преступных группировок негативно сказалось на таких традиционных «дойных коровах» якудза, как проституция и ростовщичество.
Столкнувшись с кризисом, японские гангстеры нашли новый источник дохода: пособия по безработице и другие льготы. Они получили доступ к этим деньгам, несмотря на запрет членам организованных преступных группировок получать социальную помощь.
По оценкам газеты Yomiuri, начиная с марта 2006 года, когда вступил в силу запрет, распространяющийся на 80 тысяч активных членов якудза, общая сумма выданных гангстерам пособий превысила 500 миллионов иен (5,5 млн долларов). Вернуть удалось только 15 миллионов (166 тысяч долларов).
В одном из случаев претендент на пособие представил поддельное письмо, утверждая, что он был исключен из организации и поэтому имеет право на помощь.
«Истинный масштаб проблемы оценить сложно, поскольку у нас нет достоверной информации по этому поводу», — заявил в интервью британской газете The Guardian один из чиновников Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, пожелавший остаться неизвестным.
Поскольку якудза не декларируют доходы и не платят налогов, им легко притвориться, что они нуждаются в пособии, объясняет Джейк Эделстайн, специалист по японскому преступному миру.
«Якудза несложно опознать, если он покрыт татуировками, но среди них есть и «белые воротнички», а в них распознать членов преступных кланов очень трудно, — объясняет он. — Многие якудза даже заработали на кризисе: люди, которым они раньше предоставляли «крышу», больше не могут позволить себе платить, и их долг рэкетирам растет».