Банкиры не хотят работать с представителями вкладчиков проблемных банков по доверенности. В частности, Банк Москвы отказывается принимать доверенности, выданные в санируемом им Московском залоговом банке. По словам юристов, вопрос о передаче прав требования по вкладам в санационном законодательстве не решен. Отказываясь принимать доверенности по операциям с депозитами, банк защищается от проявлений мошенничества с вкладами проблемных банков.
О том, что Банк Москвы не принимает доверенности на снятие средств с вкладов в Московском залоговом банке (МЗБ), оформленные непосредственно в МЗБ, говорится в сообщении вкладчикам. Клиентам обанкротившегося банка, который санирует Банк Москвы, предлагают повторно оформить доверенность непосредственно в Банке Москвы. В центре общественных связей Банка Москвы «Ъ» заявили, что в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность на получение денежных средств должна быть удостоверена «только соответствующим банком». «Доверенность, оформленная в МЗБ, удостоверяет полномочия только в этом банке»,— пояснили в Банке Москвы.
Раньше подобных ограничений банки-санаторы не устанавливали. Требования представителей вкладчиков, имеющих соответствующие доверенности, принимают, в частности, в Номос-банке, санировавшем банк «Московский капитал», и НРБ, обслуживающем вкладчиков банка «Электроника». В пресс-службе НРБ отметили, что получают большое количество обращений вкладчиков «Электроники» по доверенности. «Мы исходим из того, что распоряжение счетом третьим лицом на основании доверенности предусмотрено Гражданским кодексом»,— отметила вице-президент НРБ Вероника Арбузова.
По мнению юристов, вопрос об удовлетворении требований представителя вкладчика по доверенности в случае санации банка однозначно законом не урегулирован. «Формально доверенность, удостоверенная банком и не отозванная доверителем, не теряет силы, пока он не будет ликвидирован,— считает руководитель практики финансового сектора юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.— Однако если в доверенности указан конкретный счет, которым может распоряжаться представитель, то действует она только для того банка, в котором был открыт счет». Директор юридического департамента Альфа-банка Михаил Гришин считает, что банк-санатор может принимать доверенности, удостоверенные санированным банком, в случае ее надлежащего оформления и наличия соответствующего соглашения.
При этом банкиры признают, что, удовлетворяя требования представителя вкладчика по доверенности, банк несет риски оспаривания операции по выдаче вклада. По словам участников рынка, вкладчики проблемных банков часто продают свой вклад с дисконтом третьему лицу. «Как правило, в этом случае в пользу третьего лица оформляется доверенность на получение денежных средств с вклада»,— рассказал «Ъ» один из представителей подобного банка. Предложения о таких услугах получали вкладчики большинства проблемных банков: частные лица в обмен на доверенность на получение вклада в проблемном банке выдают его вкладчикам наличные, а сами получают средства с вклада позднее — через банк-санатор или Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Тот факт, что вопрос с удовлетворением требований представителя по доверенности в случае санации однозначно не урегулирован, дает вкладчику основания оспаривания такой операции. «Вкладчик в этом случае может потребовать в судебном порядке взыскания суммы вклада как с банка, так и с представителя»,— считает адвокат коллегии «Николаев и партнеры» Павел Ламбаров. Отказ в принятии таких доверенностей позволяет Банку Москвы отсечь обращения, связанные с различными махинациями.
Однозначно судить о том, не приобрел ли у вкладчика предъявитель доверенности право требования к банку, невозможно, считает вице-президент НРБ Вероника Арбузова. В АСВ пока не определились с позицией по отказу от удовлетворения требований по доверенности. По словам заместителя гендиректора АСВ Андрея Мельникова, сейчас АСВ разбирается в ситуации.
Елена ПАШУТИНСКАЯ, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА