В разгар кризиса ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разрабатывает план создания Второй грузовой компании, в которую планируется отдать все оставшиеся у монополии вагоны. Кроме инвентарного парка РЖД в новую компанию предлагается передать вагоны частных операторов, которые
В пятницу агентство «Интерфакс» сообщило, что ОАО «Российские железные дороги» подготовило свои предложения по созданию Второй грузовой компании (ВГК). Согласно утвержденному государством плану структурной реформы на железнодорожном транспорте, такая компания должна быть создана до 2010 года, получив все оставшиеся в собственности ОАО РЖД вагоны. В ОАО РЖД подтвердили, что такая концепция разрабатывается и после согласования с Минтрансом она будет вынесена на рассмотрение правления и совета директоров компании не ранее второго квартала. В Минтрансе «Ъ» сообщили, что предложения ОАО РЖД будут рассмотрены на заседании специальной межведомственной рабочей группы до конца месяца. После этого все предложения будут вынесены на обсуждение с участниками рынка, а затем поступят межведомственной комиссии, которая и внесет окончательный вариант в правительство.
Содержание предложений ОАО РЖД в Минтрансе не комментируют. В железнодорожной монополии лишь говорят, что согласованный ранее вариант создания ВГК в виде стопроцентно дочернего общества ОАО РЖД уже не единственный. «В концепции прорабатывается вариант создания ВГК на базе парка грузовых вагонов ОАО РЖД с привлечением в капитал создаваемой компании частных инвесторов, которые в счет оплаты своей доли акций также внесут принадлежащие им грузовые вагоны по рыночной стоимости»,— говорится в пресс-релизе.
Источник «Ъ» в руководстве ОАО РЖД пояснил, что речь идет о лизинговых компаниях и банках, которые сейчас испытывают трудности с получением лизинговых платежей от частных операторов подвижного состава.
Более того, банки и их дочерние лизинговые структуры заключали контракты с операторами в долларах — в результате укрепления американской валюты стоимость «дорогого» вагона увеличилась еще почти на 1 млн руб. «Частники действительно сильно пострадали от валютного лизинга, и идея конвертации долга в акции ВГК через передачу ей вагонов выглядит реалистичной,— пояснил собеседник «Ъ» в ОАО РЖД.— В результате банки получат акции, а частные операторы смогут решить свои проблемы». Другими словами, РЖД предлагает банкам и их лизинговым «дочкам» передать свои вагоны в ВГК за долю в ее капитале, избавив их от необходимости самостоятельно пристраивать на рынке подвижной состав, возвращенный операторами из лизинга.
Превышение расходов над доходами уже стало причиной технического дефолта по облигационному займу Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ, оперирует парком около 14 тыс. вагонов). «Спад перевозок и резкое снижение фрахтовых ставок судоходных компаний
В лизинговых компаниях также осторожно относятся к идее обмена вагонов на акции ВГК. «Компании, специализирующиеся на финансовом лизинге, завязаны на кредиты банков. Им нужны живые деньги, и они вряд ли заинтересуются акциями компании, дивиденды от деятельности которой появятся лишь через несколько лет после ее создания»,— отмечает глава отдела маркетинга и исследований Brunswick Rail Leasing Дмитрий Бовыкин. В любом случае, по его мнению, путем манипуляций с вагонами всех проблем транспортников не решить: грузов на железной дороге от этого не прибавится.
Член совета директоров группы FESCO (компания оперирует парком порядка 17 тыс. вагонов) Сергей Гущин полагает, что для разрешения кризисной ситуации было бы полезно создание государственной лизинговой компании. «Эта компания могла бы перевести наши долларовые контракты в рублевые, что позволит избежать рисков еще большего кассового разрыва, который уже образовался
Алексей ЕКИМОВСКИЙ