Статья кандидата экономических наук, вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию» будет опубликована в журнале «Вопросы экономики» на этой неделе. В ней он анализирует причины мирового кризиса, первым из членов правительства подводит итоги антикризисных действий власти и дает прогнозы на ближайшие годы.
Сами виноваты
Увеличение расходов федерального бюджета в 2007 г. на 24,9% в реальном выражении (более чем втрое быстрее ВВП) сделало российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса, пишет Кудрин: в ней сформировались низкие процентные ставки, отрицательные в реальном выражении, вызвав рост кредитования. Результат — перегрев экономики, рост инфляции и наращивание внешних заимствований, причем «быстрый рост госрасходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие экспортные товары».
Кредитный пузырь в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей, невозврату кредитов, пишет министр.
Разбор полетов
Высокая стоимость ресурсов для предприятий порождает неопределенность: вновь произведенные товары и услуги могут быть невостребованы, предсказывает Кудрин. В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей.
Для развития промышленности надо снижать инфляцию и ставки кредита, уверен Кудрин. Он называет инфляцию главным индикатором экономической политики и поэтому оправдывает политику ЦБ по повышению ставок.
Меры денежно-кредитной политики — лучшее лекарство в период кризиса, уверен министр, а проводимая политика — снижение налогов и рост госрасходов — может использоваться, но с ограничениями. В развивающихся экономиках снижение налогов вызывает дефицит бюджета и госдолга; к тому же правительству надо думать, как потом свернуть стимулирующие меры.
Что будет
В ближайшие три года внешние условия развития экономики ухудшатся, ожидает Кудрин, Россия может столкнуться с социальными проблемами: снижением уровня жизни граждан, ростом безработицы и замедлением развития социальных отраслей.
У бюджета-2009, обещает министр, будет существенный дефицит. В 2010 г. он дойдет до 5% ВВП, а в 2011 — до 3% ВВП.
Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин ожидает в этом году дефицита не менее 7%: «Набрали обязательств, по-другому не получится». Бороться надо не с инфляцией, считает он, а с мощным долговым давлением на компании.
Низкая инфляция не может быть критерием успеха в кризисной ситуации, считает помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, а главной заботой государства должно быть качество жизни людей: возможность зарабатывать, доступ к хорошему образованию и медицинским услугам, комфортное жилье, защищенность от экономических потрясений.
Кудрин прав, считая низкую инфляцию задачей № 1, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: «Сначала надо наладить макросреду, а потом думать о количестве выделяемой помощи». Ослабление рубля, по его мнению, помогло экономике больше, чем вся бюджетная поддержка.
Как помогали
2—2,1
ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ — таков, по подсчетам Минфина, объем антикризисных мер правительства. Это 5,2—5,4% ВВП. Из них 1,1 трлн руб. — меры бюджетной политики (2,9% ВВП) и 0,9—1 трлн руб. — налоговой.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ