Британская газета The Guardian нашла виновных в мировом финансовом кризисе. Это финансисты, чиновники и политики, способствовавшие «кредитному безумству» последних лет, — Алан Гринспен, Билл Клинтон, Джордж Буш.
Коллапс в мировой экономике произошел не сам по себе, к нему привели действия чиновников, политиков и банкиров, считает британская газета The Guardian, назвавшая 25 виновных в глобальном кризисе.
Главный из них — бывший председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспен, пишет газета. Всего несколько лет назад Гринспена называли «маэстро» и «прорицателем». Он управлял американской экономикой во время обвала фондовых рынков в 1987 году, после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако сейчас его обвиняют в том, что его политика низких процентных ставок и отсутствие контроля за ипотечным кредитованием привели к образованию пузыря на рынке жилья.
Гринспен стимулировал выдачу высокорискованных ипотечных кредитов (sub-prime mortgage) и побуждал домовладельцев переходить от фиксированных ставок по ипотеке к плавающим. Это привело к тому, что часть заемщиков не смогла платить по кредитам, когда ставки начали расти. Кроме того, долгие годы Гринспен выступал за развитие деривативов — усложненных производных инструментов финансового рынка, чьи риски с трудом поддаются оценке, но за счет бурного роста объемов которых как раз и удавалось надувать пузыри на рынках.
Производные финансовые инструменты только-только появлялись, когда Гринспен был назначен председателем ФРС (1987—2006 годы), но за время его правления они увеличились с $100 трлн в 2005 году до $500 трлн в 2007 году.
В 2003 году Гринспен заявил банковскому комитету в сенате: «Деривативы являются исключительно полезными инструментами для того, чтобы перенести риски с тех, кому бы их не следовало брать, на тех, кто хочет и готов это делать». Тем не менее в последние месяцы бывший глава ФРС признал, что некоторые из его убеждений, которых он придерживался долгие годы, оказались неверными. По словам Гринспена, сегодняшний кризис случается раз в 100 лет.
Развитию кризиса способствовали и американские президенты, убеждена The Guardian. Так, Билл Клинтон расширил закон 1977 года, обязав кредиторов смягчить условия ипотеки, чтобы семьи из более низких социальных слоев могли получить кредит на жилье. В 1999 году Клинтон подписал закон, который окончательно разделил коммерческие банки, принимающие вклады, и инвестиционные с более высокими рисками. Это привело к росту высокорискованных кредитов. Если за год до принятия этого закона доля малообеспеченных кредитов на жилье составляла всего 5% по всей ипотеке, то к началу кредитного кризиса она приближалась к 30%.
Если Клинтон запустил кампанию по раздуванию ипотечного пузыря, то администрация Джорджа Буша практически ничего не сделала для того, что хоть
В списке британской газеты присутствуют и представители крупнейших финансовых корпораций, в ходе кризиса серьезно потерявших в статусе, самостоятельности или вовсе почивших в бозе, — Goldman Sachs, Merrill Lynch, AIG, Northern Rock, Bear Stearns, Citi.
The Guardian называет и тех бизнесменов, которые предвидели кризис, но их предупреждения не были услышаны. В частности, это финансист-миллиардер Джордж Сорос и инвестор-миллиардер Уоррен Баффет. Сорос в 2006 году в Сингапуре говорил, что фондовые рынки находятся на пике и глобальная экономика должна готовиться к рецессии и возможной «жесткой посадке». Кроме того, он предупредил о «гигантском пузыре недвижимости», раздутом беззаботными кредиторами. Баффет еще в 2003 году в своем ежегодном послании акционерам сравнил составные финансовые сделки с адом: «Легко попасть и почти невозможно выбраться». Правда, в октябре 2008 года он был преисполнен оптимизма и писал, что снова начал покупать акции на американских рынках, предполагая, что худшее позади. Тогда он заявлял, что пришло великолепное время «купить кусочек американского будущего по цене ниже рынка». Стоит отметить, что оба миллиардера высказывали сильное сомнение насчет деривативов. Сорос не использовал их, поскольку «не очень хорошо понимал, как они работают». А Баффет назвал деривативы «финансовым оружием массового поражения».
The Guardian обвиняет в мировом кризисе и все американское общество. Если бы миллионы американцев понимали, что они заимствуют больше, чем в состоянии отдать, то сейчас не оказались бы в таком смятении. При этом The Guardian не снимает вины и с британцев. «Мы — кредитные наркоманы и могли бы с легкостью избежать многих наших проблем, если бы были более предусмотрительными и просто, когда надо, сказали «нет».
Эксперты полагают, что многие фигуры из списка The Guardian находятся в нем по праву, поскольку так или иначе действительно приложили руку к созданию и «выращиванию» финансовых пузырей. «Один из однозначных виновников — это гений успеха финансовой системы США Алан Гринспен, — полагает директор по развитию страхового брокера «Малакут» Андрей Локшин. —
Роль Гринспена в выращивании пузырей столь велика, что обойти его стороной нельзя. Несколько лидеров банков, упомянутых в списке, также заслужили свое место в нем». В то же время приплетать сюда политиков оснований гораздо меньше,
поскольку те лишь задают цели роста экономики и развития финансовой системы, и вопрос только в том, какими способами это воплощают на практике уже совсем другие люди. «И здесь появляются специалисты, которые, в отличие от Джорджа Буша, хорошо умеют читать и писать, учились на хорошие оценки в школе и должны лучше понимать последствия и не предлагать инструментов, которые точно принесут проблемы в будущем», — поясняет Локшин. Впрочем, говорить о какой-то вине конкретных лиц в мировых экономических неурядицах в принципе не имеет смысла, убеждены эксперты.
«Попытки составить конкретный перечень лиц и объявить их «виновными в финансовом кризисе», выглядят непродуктивными и напоминают «охоту на ведьм», — предупреждает начальник управления инвестиционных продуктов УК БФА Алексей Моисеев. — Те проблемы, которые мы сейчас наблюдаем в мировой финансовой системе, — это реализация системного риска: риска, при котором проблемы одного экономического субъекта приводят к нарушению нормальной деятельности других участников. В этой ситуации объективно отделить тех, кто «неоправданно рисковал», от тех, кто просто стал «жертвой обстоятельств», практически невозможно».
Мировая экономика в любом случае была обречена пережить нечто подобное тому, с чем она столкнулась, заключают эксперты, и выход из сложившейся ситуации также должен быть обусловлен естественным течением событий. «Длительный рост пузырей был вызван прежде всего не виданным до этих лет вовлечением развивающихся стран и экономик. Открытость рынков и границ позволила сыграть в эту финансовую пирамиду многим и продлить ее жизнь, — поясняет Локшин. — Роль отдельной личности в этом не так важна. Сейчас отдельному человеку или даже 25 людям не изменить существующие правила».
Ольга ТАНАС, Павел СМОРЩКОВ