Предварительная оценка недостачи активов банка «Транспортный» составляет 25 млрд рублей, сообщил зампред ЦБ Михаил Сухов. Проверка банка, проведенная сотрудниками ЦБ в январе, показала существенную недооценку риска, рассказал зампред ЦБ Василий Поздышев. Банку было выставлено требование по досозданию резервов, а в феврале регулятор ввел ему ограничение на прием вкладов.
«Банк увеличил капитал путем получения финансовой помощи от собственника, покрыл резервы увеличением капитала и, несмотря на ограничение, продолжал собирать вклады», – сказал Поздышев. После этого ЦБ вновь начал проверку «Транспортного» – по более широкому кругу активов, – в результате которой банк был вынужден отразить полный объем резервов и показать отрицательный капитал.
Страховой случай «Транспортного» (ЦБ отозвал лицензию с 20 мая) опустошил фонд страхования вкладов. Объем страховых выплат вкладчикам банка «Транспортный» будет близок к 40 млрд рублей, указывал заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников. Сопоставимая сумма находилась в середине мая в фонде АСВ – примерно 42,3 млрд рублей.
«Транспортный» агрессивно привлекал вклады: за январь – февраль банк нарастил вклады на 17,5 млрд рублей (+82%), к маю у него было 38,7 млрд рублей.
Деньги населения привлекались под высокие ставки, что не позволило банку найти инвесторов. «Получив предписания ЦБ, банк действительно находился в поиске инвесторов, – рассказывает человек, близкий к регулятору. – Но всех отпугивал депозитный портфель «Транспортного» – почти 20 млрд рублей вкладов под 20% годовых. Инвесторы не захотели вешать на себя такие обязательства».
При этом взять с банка почти нечего. На начало мая активы «Транспортного» составляли, по данным российской отчетности, 52 млрд рублей (99-е место), из них кредитный портфель – 38,6 млрд. Но «единственные живые активы» банка – это средства, которые «Транспортный» держал в ЦБ, говорит человек, близкий к регулятору. Это всего 8,5 млрд рублей, следует из оборотной ведомости банка. Доля кредитов рыночным клиентам «очень несущественна», говорит собеседник «Ведомостей».
Дыра в 25 млрд – «это в основном кредиты связанным сторонам, собственникам банка, по которым фактически не было обеспечения», говорит человек, близкий к регулятору.
У «Транспортного» было пять акционеров, основной – председатель совета директоров банка Александр Мазанов (61% капитала). Еще 7,26% принадлежит Олесе Серебренниковой, по 12,5% кипрским Arcadua Ltd. и Herlee Trading Ltd. и 6,5% кипрской Neostalco Ltd.
«Есть крупные кредиты, выданные группе физлиц, которые, по словам руководства банка, владеют месторождением соли в Нижегородской области, и в случае проблем у заемщиков руководство банка «рассчитывает на это месторождение», – описывает собеседник «Ведомостей» состав портфеля. Другой крупный необеспеченный кредит выдан компаниям, занимающимся кораблестроением в Голландии. Мазанов значится владельцем судостроительной верфи Icon в Харлингене (Нидерланды), сообщало в августе 2014 года нидерландское издание Quote.
Связаться с Мазановым вчера не удалось. Представитель «Транспортного» был недоступен для журналистов.
Татьяна ВОРОНОВА, Мари МЕСРОПЯН