ВТБ готов выдавать продуктовым ритейлерам кредиты на поглощения по рекомендации первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, но только под конкретные сделки. Как стало известно «Ъ», инвестиционное подразделение банка «ВТБ-капитал» уже консультирует X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) в переговорах по слиянию с «Копейкой» или покупке доли в ней у «Уралсиба».
О том, что ВТБ консультирует Х5 в переговорах с «Уралсибом» (владельцу корпорации Николаю Цветкову принадлежит 100% «Копейки»), «Ъ» рассказал топ-менеджер другой продуктовой сети. Исполнительный директор ОАО «Торговый дом «Копейка«" Максим Гольдберг подтвердил, что «Х5 проявляет интерес к «Копейке»". Директор по связям с инвесторами Х5 Анна Карева от комментариев отказалась. А источник, близкий к «Уралсибу», уточнил, что в переговорах участвует инвестиционное подразделение банка — «ВТБ-капитал».
В ноябре 2008 года на совещании с продуктовыми ритейлерами первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов рекомендовал сетям «объединяться», а госбанкам ВТБ и Сбербанку выдавать им деньги на поглощения. Х5 запросила тогда у ВТБ 7 млрд руб. на покупки. «ВТБ согласился кредитовать Х5 только под конкретную сделку M&A, условия которой и сам объект приобретения устроят банк. В конце прошлого года ВТБ отказался выделить Х5 средства на приобретение одной из региональных розничных сетей, теперь банк изучает целесообразность кредитования сделки с «Копейкой»»,— пояснил источник, близкий к ВТБ. Начальник управления по связям с общественностью ВТБ Максим Лунев говорит, что банк еще не принял решения о выделении средств Х5 и «переговоры с заемщиком продолжаются».
Собеседник «Ъ», близкий к «Уралсибу», уточнил, что X5 может как купить «Копейку», так и объединиться с ней. Во втором случае господин Цветков, по его словам, рассчитывает на долю 20—25% в совместной компании. Продать «Копейку» бизнесмен согласен только за 8 EBITDA, полученных в 2008 году. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко говорит, что EBITDA «Копейки» в 2008 году находилась на уровне $120—130 млн, то есть всю сеть ее владелец оценивает примерно в $700 млн, если вычесть долг 8 млрд руб. Но Х5 предлагает купить «Копейку» в два раза дешевле, уточнил источник со стороны «Уралсиба»: ритейлер делал предложение в декабре, срок оферты истекал 26 января, но был продлен.
«Копейка» объединяет 501 магазин в формате жесткий дискаунтер. Сетью владеют два юрлица — ОАО «Торговый дом «Копейка»» (работает в Центральном федеральном округе) и ООО «Копейка-Поволжье» (франчайзи центральной «Копейки», управляет региональными магазинами), оба контролируются владельцем ФК «Уралсиб» Николаем Цветковым. Выручка «Копейки» в 2008 году — около $2 млрд.
Х5 Retail Group образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». В 2008 году Х5 купила сеть гипермаркетов «Карусель». Чистая розничная выручка в 2008 году — $8,3 млрд. «Альфа-групп» принадлежит 47,2% X5, free-float — 27,9%. Капитализация X5 вчера на LSE — $2,1 млрд.
Господин Кривошапко считает, что цена предложения Х5 выглядит более справедливой, учитывая реалии рынка. Сейчас сама Х5 торгуется на бирже по 5 EBITDA за 2008 год, такой же мультипликатор у «Магнита». «Дикси» торгуется по 3 EBITDA. «Ожидания акционера «Копейки», очевидно, завышены. «Копейка» — это всего лишь, грубо говоря, 18% продаж объединенной компании с X5 или 13% общей EBITDA при примерно одинаковом соотношении долг/EBITDA обеих компаний. В лучшем случае Цветков может рассчитывать на 13% объединенной компании, то есть на долю EBITDA его сети в объединенном показателе»,— рассуждает аналитик.
«Уралсиб» начал искать покупателя на «Копейку» еще осенью: деньги были необходимы Николаю Цветкову как для рефинансирования долгов своего банковского бизнеса, так и на прохождение оферты по облигациям самой «Копейки» (на эти цели сети потребуется 4 млрд руб. 18 февраля), рассказывал «Ъ» менеджер «Уралсиба». В декабре в рамках правительственной программы поддержки ритейла «Копейке» удалось договориться о кредитной линии в Сбербанке на 4 млрд руб. «Сейчас острой необходимости продавать этот бизнес нет. X5 интереснее купить, нежели Цветкову продать»,— рассуждает собеседник «Ъ».
В октябре «Уралсиб» обсуждал возможное слияние «Копейки» и с «Дикси», утверждает источник, близкий к банку. «Сделка с «Дикси» была бы более комфортна для Николая Цветкова»,— утверждает он. Владелец «Дикси» Игорь Кесаев настаивал на контроле, но получить его в объединенной компании он смог бы, только доплатив господину Цветкову. Алексей Кривошапко говорит, что если бы объединенная компания создавалась на базе «Дикси», то ритейлер должен был бы сначала удвоить уставный капитал, в котором Николай Цветков получил бы на первом этапе 50%. На втором этапе господин Кесаев должен был бы выкупить у партнера примерно 20% СП. Переговоры с «Диски» зашли в тупик, добавляет менеджер «Уралсиба». Гендиректор «Дикси» Федор Рыбасов на вопрос о возможной сделке с «Копейкой» ответил, что «подписан договор о конфиденциальности». «Для Х5 купить «Копейку» — значит выйти в новый формат жесткого дискаунтера и усилить логистику. Для «Дикси» — значительный рывок в увеличении размера бизнеса»,— заключает Алексей Кривошапко.
Кристина БУСЬКО, Елена КИСЕЛЕВА