Сообщения о разорении ряда инвесткомпаний и банков, в числе которых оказался даже такой «монстр», как Lehman Brothers, обвал фондового рынка и недвижимости — все это заставило частных инвесторов срочно искать более надежные и доходные активы. Одним из них оказалось золото. В отличие от других инструментов металл «держал удар» и значительных убытков в 2008 году инвесторам не принес. На что могут рассчитывать владельцы золотых активов в году наступившем, разбирался D’.
По данным Сбербанка, в 2008 году его клиенты открыли 150 тыс. обезличенных металлических счетов (ОМС) — больше, чем за все предыдущие пять лет. Кроме того, за десять месяцев прошлого года клиенты крупнейшего банка страны купили на розничном рынке около 16 тонн драгметаллов в слитках. Та же тенденция наблюдается и по монетам: за первое полугодие 2008 года россияне приобрели более 250 тыс. золотых инвестиционных монет — на четверть больше, чем за весь 2007 год. «Некоторые покупали слиток или монеты и уносили домой — хотя в этом случае их очень сложно продать обратно. Но инвесторы хотели иметь гарантии сохранности своих денег и видели их в драгметалле. Ведь купленная сегодня одна тройская унция золота и завтра, и через год, и через десять лет останется одной тройской унцией. А 1000 руб. или $100 хотя и останутся теми же банкнотами завтра, но их покупательная способность может оказаться намного ниже», — рассказывает один из банкиров.
Не только россияне отдают предпочтение вечным ценностям. Американцы, не доверяя банковской системе, в конце прошлого года в массовом порядке снимали деньги со счетов и покупали золото. В августе 2008 года монетный двор США приостановил продажи популярных среди розничных инвесторов золотых монет American Eagle весом в одну унцию «
Драгоценный идеал
Наблюдаемая «золотая лихорадка» вполне предсказуема. «В кризисные времена спрос на драгметаллы всегда растет. Эта тенденция справедлива не только для России, но и для Европы. Вкладчики видят в драгоценных металлах некий идеал для инвестиций, поэтому даже возможное падение стоимости металлов их не отпугивает», — говорит Владимир Устименко, ведущий специалист департамента операций с драгоценными металлами Номос-банка.
Впрочем, есть и более прагматичные объяснения такой приверженности «вечным ценностям».
Во-первых, вложения в драгметаллы устраняют валютные риски. Рубль стремительно девальвируется, и инвестор в этой ситуации хотел бы защитить свои накопления от обесценивания, переложив их в валюту. Но какую из них выбрать? «Особого доверия нет ни к доллару, ни к евро. Поэтому логичнее вложиться в какой-то товар, базовые цены по которому формируются в инвалюте. Тогда при падении курса, например доллара, стоимость товара будет расти, чтобы это снижение скомпенсировать и вернуться к равновесному уровню. Таким образом, получается, что вложения в золото, с одной стороны, защищены от колебаний валют, с другой — его стоимость может подрасти на фоне повышенного спроса инвесторов на защитные активы», — говорит начальник отдела анализа рынка долговых обязательств ИБ «КИТ финанс» Владимир Малиновский.
Во-вторых, драгметаллы — высоколиквидный и устойчивый рынок. «В отличие, например, от российского рынка ценных бумаг драгметаллы обладают завидным запасом ликвидности (золото торгуется на международных биржах, в интернете, на межбанковском рынке и пр.). В торгах участвуют сотни банков и торговых домов и миллионы людей во всем мире», — объясняет Василий Заблоцкий, начальник департамента финансовых рынков МДМ-банка. Согласна с ним и директор департамента розничных операций Инвестторгбанка Елена Портнягина: «Владелец слитка становится обладателем самой конвертируемой валюты: попав в любую точку земного шара, он сможет продать слиток и вернуть свои деньги». Кроме того, драгметаллы несут не только денежную нагрузку, они широко применяются в области высоких технологий и ювелирной промышленности, так что конъюнктурное снижение стоимости драгметаллов приводит к росту спроса на них и выравниванию цен.
В-третьих, инвесторов привлекает наличие разнообразных инструментов. Каждый участник рынка может выбрать тот инструмент, который подходит ему больше всего. Это и физический металл — стандартные и мерные слитки, монеты, и безналичное золото — фьючерсы, обезличенные металлические счета, разнообразные структурные продукты, и акции золотодобывающих компаний.
Сдержанный оптимизм
2008 год не стал для золота ни успешным, ни провальным. На фоне растущей инфляции и угрозы рецессии в США цена на золото била исторические рекорды в начале года — $1 тыс. за тройскую унцию. К осени цены снизились до $700 за унцию, но к концу декабря 2008 года стоимость вернулась к уровням начала года. Золото выглядело совсем неплохо не только по соотношению с рухнувшими акциями или ПИФами, но и в сравнении с другими драгметаллами. Например, в прошлом году, когда стоимость палладия, платины и серебра упала на 50, 39 и 28% соответственно, желтый металл снизился лишь на 3,8%. Именно этот факт заставляет аналитиков и инвесторов смотреть на будущее золота с умеренным оптимизмом. Если же взглянуть на статистику за последние несколько лет, то доходность золота и вовсе впечатляет.
Как только развивающиеся экономики начнут восстанавливаться, а темпы развития ускорятся, золото получит дополнительный стимул в качестве сырьевого товара и инструмента защиты от инфляции. Росту его стоимости будет способствовать и сокращение добычи этого металла, которое уже можно наблюдать в ряде стран. Немалый вклад в рост цен на золото внесет и Китай. Власти Поднебесной опасаются серьезной девальвации доллара, в связи с чем намерены значительно увеличить долю желтого металла в своих золотовалютных запасах. Сегодня доля золота в ЗВР Китая составляет 1,5%, и, чтобы довести его уровень до 4,5%, необходимо около 5 тыс. тонн по цене $730 за унцию. Кроме того, в 2008 году правительство КНР разрешило физическим лицам без ограничений совершать операции с золотом на Shanghai Gold Exchange, что также, по мнению аналитиков, приведет к увеличению розничного спроса на золото в стране.
Следует также помнить, что стоимость драгметаллов обычно движется в сторону, противоположную цене доллара. Так, в августе 2008 года, когда «американец» опустился до минимального исторического значения ($1,6 за евро), стоимость тройской унции составляла около $1 тыс. Эксперты отмечают, что цены на золото выстрелят после того, как курс доллара начнет снижаться, этому будет способствовать накачивание деньгами экономик развитых стран. «В течение ближайшего полугода благодаря политике, проводимой ФРС США по наполнению финансового сектора избыточной долларовой ликвидностью, более вероятен инфляционный сценарий долларовых активов. При этом доходность по суверенным облигациям развитых стран будет снижаться до достаточно непривлекательных для многих инвесторов уровней. В итоге часть долларовой ликвидности обязательно попадет на сырьевые рынки и, соответственно, на рынок драгметаллов», — прогнозирует Михаил Гонопольский, заместитель начальника аналитического управления Бинбанка.
Аналитики Merrill Lynch считают, что в 2009 году средняя цена на металл составит $1108 за тройскую унцию, а в 2010−м — $2712. По их оценкам, уже в этом году стоимость золота вырастет до отметки $931 за унцию. Оценки других экспертов более сдержанны. «При долгосрочной тенденции падения доллара средняя цена золота составит $850 за унцию с возможными пиками до $950—975. Рост выше $1000 возможен только после выхода экономики из кризиса или когда инвесторы почувствуют, что пик его уже позади», — говорит Василий Заблоцкий.
Несмотря на оптимистические прогнозы, инвесторам следует быть готовыми и к негативным сценариям. Развитие экономического кризиса может привести к укреплению американской валюты. Инвесторы будут стремиться перевести свои средства в доллары, чтобы инвестировать их в надежные казначейские обязательства США, тем самым оказывая негативное давление на золото. Кроме того, в мировой экономике может реализоваться дефляционный сценарий, который характеризуется повышенным спросом на наличность и пониженным спросом на другие активы, включая сырьевые.
Частным инвесторам стоит вспомнить, что не всегда золото защищало его владельцев даже от инфляции. В 1979 году цена унции золота удвоилась — с $200 до $400. Арабские покупатели, прежде всего из ОАЭ и Кувейта, приобретали слитки, американцы тратили все свои деньги на желтый металл, чтобы спасти их от инфляции, которая достигла тогда 13% годовых. Швейцарские и немецкие банки усиленно покупали золото, стараясь обеспечить свою финансовую устойчивость. В результате повышенного спроса в январе 1980 года мировая цена на желтый металл достигла $850 за унцию. После этого его стоимость начала снижаться (в августе 2001 года унция стоила всего $276). Прежнего максимума металл достиг лишь в 2008 году! За эти 28 лет золото потеряло более половины своей покупательной способности. Чтобы вернуть себе вложенные в 1980 году средства, инвестор должен был бы продать золото с учетом инфляции по цене $2,2 тыс. за тройскую унцию.
И сегодня золото, по мнению многих, весьма спорная инвестиция. «С одной стороны, минимальный промышленный спрос, колоссальные запасы центральных банков, а с другой — искусственно культивируемый спрос на ювелирную продукцию и культивируемый же фетиш «тихой гавани». То есть по балансу спроса и предложения мы видим «успехи» и «страхи», а с другой — практически неограниченные запасы в экономике (около 1% которых составляет годовое производство золота)», — считает начальник аналитического управления банка «Петрокоммерц» Олег Соломин.
Есть, по мнению экспертов, и более доходные инструменты. «Золото смотрится неплохо на фоне остальных драгоценных металлов, но сама причина такого поведения — в бегстве инвесторов в золото, в изменении структуры своих резервов центральными банками. Поэтому спрятаться в золоте, скорее всего, не получится. Акции, облигации, банковский депозит и вложения в землю кажутся более выгодными, особенно если мы мыслим категориями в два года и более», — считает старший преподаватель учебного центра «Финам» Ждан Шакиров. Да и для краткосрочных инвестиций в металл не время. Лучше подождать небольшой коррекции рынка, так как сейчас рынок драгметаллов находится на подъеме. О том, что такая коррекция будет, говорит опыт прошлых кризисов. В первоначальной фазе развития рецессии производство, в котором задействованы драгметаллы, проседает так же, как и другие отрасли промышленности. Так, в конце 1990−х золото достигло дна не в начале кризиса, который пришелся на 1998 год, а лишь в середине 1999−го, когда за тройскую унцию давали около $250. Если и в этот раз ситуация будет развиваться по тому же сценарию, цены на драгметаллы достигнут максимальной глубины падения к середине нынешнего года.
Перспективные и не очень
Другие металлы (серебро, платина, палладий) не слишком подходят инвесторам в период кризиса, так как цену на них в большей мере определяет спрос со стороны промышленного сектора. «Так, цены на палладий традиционно находятся в высокой зависимости от состояния автомобильной отрасли. А делать какие-либо позитивные прогнозы по состоянию крупнейших автопроизводителей в 2009 году — дело неблагодарное», — считает Михаил Гонопольский. Впрочем, тем, кто намерен рискнуть, важно понять, на какой из драгметаллов делать ставку.
К середине декабря стоимость платины впервые с 1996 года упала ниже стоимости золота: его унция оценивалась в $796,5, в то время как унция золота — в $819. Учитывая, что финансовый кризис больше всего ударил по автопрому (в первую очередь по американскому, где крупнейшие производители на грани разорения), эксперты крайне пессимистично оценивают перспективы платины. Они не исключают, что в ближайшие месяцы металл продолжит дешеветь до отметки $400—500 за унцию. В то же время текущая цена (на конец 2008 года) на платину является минимальной за пять лет. Прибавим к этому факту шаги, которые правительство США предпринимает для поддержания автопроизводителей, и получим неплохие перспективы для роста цены на платиноиды. По прогнозам аналитиков банка Credit Suisse Group, в 2009 году платина подорожает более чем в два раза ($1,37 тыс. за унцию) и дальше продолжит расти. В 2010 году цена на нее может подняться до $1,5 тыс., а в 2011−м — до $1,58 тыс. за тройскую унцию. В Credit Suisse Group полагают, что многие производители металла будут вынуждены значительно сократить производство, чтобы поддержать рынок и повысить свои доходы. А дефицит приведет к росту стоимости котировок на металл.
Палладий обладает хорошим инвестиционным потенциалом в долгосрочной перспективе за счет его фундаментальной недооценки. Если в марте 2008 года стоимость унции металла достигла отметки $585, то уже в начале 2009−го — $185. Учитывая этот уровень цен, ведущие производители металла (Impala Platinum, Anglo Platinum, Lonmin, Stillwater) будут сокращать добычу. Как и в случае с платиной, палладий используется в основном автопроизводителями. Правительство США будет спасать национальный автопром, а значит, будут нужны платиноиды для катализаторов. По прогнозам экспертов, средняя цена за унцию в 2009 году составит $190—235, а в 2010—2011 годах — $320—340 за унцию палладия.
Неплохие перспективы и у серебра. Оно широко используется в электронике и электротехнике, применяется для передачи и хранения электроэнергии посредством высокотемпературных сверхпроводимых проводников, в автопромышленности (элементы питания, аккумуляторы и т. д.) и других отраслях. Стоимость серебра сильно зависит от спроса внутри этих отраслей. С начала 2008 года цены на него выросли на 17%, а в марте достигали $21,3 за унцию. Но уже в том же марте 2008−го цена на серебро стремительно снизилась до уровня 2006 года ($10—12,5 за унцию). И это неплохой момент, по мнению экспертов, для начала инвестирования в серебро: металл может стать весьма востребованным в промышленности и в течение двух-трех лет добраться до отметки $20—25 за унцию, а по мнению некоторых специалистов — и до $50.
Александр ПОТАПОВ