Общее число безработных в России к концу года, по ожиданиям Минздрава, может достичь 7 млн человек. Данные Росстата показывают рост безработицы на 1% в месяц. Минздрав отмечает также рост задолженности по зарплате, но пока объясняет его сезонностью. Опрошенные «Ъ» экономисты видят причину роста задолженности в реализации работодателями антикризисных мер.
Вчера замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин заявил, что общее число безработных к концу 2009 года может достичь 7 млн человек при существующем официальном прогнозе регистрируемой безработицы в 2,2 млн человек. По последним данным, которые привел замминистра, число зарегистрированных безработных составляет 1,548 млн человек. «Финансовые трудности сказались с лагом времени на рынке труда»,— пояснил заместитель главы Минздрава.
По данным Росстата, только за декабрь 2008 года уровень общей безработицы вырос на 1%. На 1 января 2009 года 5,8 млн человек, или 7,7% от экономически активного населения классифицировались как безработные. В ноябре 2008 года Росстат насчитал 5 млн безработных (6,6% от экономически активного населения), в октябре — 4,6 млн (6,1%). Прогноза по уровню занятости на 2009 год Минздрав не привел. Максим Топилин подчеркнул, что в нынешней ситуации прогнозировать — то же самое, что «ткнуть пальцем в небо». Не постеснялось сделать это Минэкономики — по его прогнозу, общий уровень безработицы в 2009 году составит 7,5%.
Заместитель главы Минздрава отметил, что предприятия пытаются сохранить своих сотрудников — так что большинство крупных предприятий сокращают рабочую неделю, оформляют отпуска без сохранения заработной платы и используют другие методы. «Резких скачков безработицы не будет. Но они не исключены, если будут негативные тенденции в регионах»,— отмечает Максим Топилин.
«Самое страшное», по словам Максима Топилина,— не неполная занятость, когда работник работает неполный рабочий день, а задолженность по заработной плате. Несмотря на то что, по данным Росстата, на 1 января 2009 года задолженность по зарплате составляла 4,67 млрд руб., снизившись на 3 млрд руб. (39,8%) по сравнению с 1 декабря 2008 года, «к 1 февраля будет увеличение задолженности,— обещает господин Топилин, ссылаясь на сезонность.— Это было всегда. И в хорошие времена 1 февраля по сравнению с 1 января был рост задолженности».
Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин отмечает, что при нулевом приросте экономики уровень безработицы может увеличиться до 7,1—7,4%. «Рост безработных, безусловно, зависит от общей экономической ситуации, от предложений на рынке труда и трудовой активности, вовлеченности в занятость, например, пенсионеров, студентов»,— замечает он. Эксперт уверен, что рост задолженности свидетельствует, что работодатели не используют инструмент высвобождения, боясь потерять ценных работников, и копят долги по зарплате.
Руководитель института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов отмечает, что сокращение социального пакета, снижение зарплат, доходов и рост задолженности — «это самый натуральный кризис». «Здесь, как в музыке крещендо. Все взаимосвязано, и ожидать чуда в таких условиях не приходится»,— говорит господин Смирнов. По его мнению, задолженность по зарплате будет расти как минимум до июня, пока предприниматели не решат, что делать со своим бизнесом — поддерживать псевдозанятость или проводить реальные сокращения. По данным мониторинга Минздрава, количество работников, находившихся в простое, работавших неполное рабочее время, а также тех, кому были предоставлены отпуска, продолжает увеличиваться. С 14 по 21 января их количество возросло на 22% и составило уже 548,8 тыс. человек.
Дарья НИКОЛАЕВА