Спекулянты вновь возобновили атаки на рубль. В пятницу курс доллара по отношению к рублю подскочил более чем на 70 копеек, достигнув 35,4 рубля за доллар. Евро подрос на 32 копейки, до 45,66 копейки за единицу валюты.
Таким образом, до достижения нижней границы по курсу рубля, установленной Центробанком всего неделю назад, осталась самая малость. Предельная стоимость бивалютной корзины, состоящей на 0,55 из доллара и 0,45 из евро, объявлена на уровне 41 рубль, а доллар не должен превысить 36 рублей. Однако ЦБ заверяет, что располагает достаточными возможностями для удержания курса рубля в рамках установленного коридора. Об этом заявил в пятницу глава Банка России Сергей Игнатьев на «правительственном часе».
Это, заметим, было первое публичное выступление Игнатьева после 22 января, когда ЦБ обнародовал новые границы валютного коридора. В пятницу глава ЦБ четко дал понять, что от своих планов Банк России не отказывается. Для удержания курса ЦБ будет использовать валютные интервенции, процентные ставки и ограничение предоставления ликвидности. Ориентир по курсу рубля не будет меняться в ближайшие месяцы. Правда, при условии сохранения нынешних цен на нефть или их незначительном понижении.
Нефтяные цены пока практически стоят на месте. Эксперты считают, что рубль падает, поскольку после окончания налоговых выплат на рынке снова появились свободные деньги. ЦБ, по их мнению, уже присутствует на торгах, но не проявляет большой активности, давая рублю двигаться по границе коридора. Уже в ближайшие дни ЦБ предстоит доказать спекулянтам серьезность своих намерений удержать рубль.
Компетентно
Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации:
— Спекулянты сейчас идут по верхней границе бивалютного коридора в надежде на то, что рубль будет дешеветь и дальше. Если ЦБ покажет свою силу, то спекулянты отступят.
Возможности ЦБ как игрока на рынке в разы больше, чем у всех спекулянтов: объем международных резервов составляет 380 млрд долларов, остатки на корсчетах банков — 480 млрд рублей. Денег на покупку валюты у желающих заработать на курсе немного, а Центробанк их в последнее время существенно ограничивает.
При этом иностранных игроков на российском валютном рынке не осталось. Против рекордного притока капитала в 2007 году, составившего более 80 млрд долларов, в прошлом году был отток в 130 млрд. Кстати, подобную ситуацию с выводом капитала, а в связи с этим и ослаблением рубля, можно было предвидеть.
При текущих ценах на нефть траты на поддержку рубля не станут значительными. За полгода сокращение резервов составило примерно 200 млрд долларов. Но это было время резкого падения цен на нефть, а сейчас подобной динамики никто уже не ждет. Соответственно и траты резервов будут значительно меньшими. А затем атаки на рубль ослабнут.
К тому же кроме поддержки рубля эти деньги уходили и на оплату внешних корпоративных долгов. В этом году компании должны выплатить по займам около 100 млрд долларов, однако значительная часть суммы ими уже накоплена.
Если же ЦБ дрогнет перед спекулянтами и уронит рубль, ситуация может оказаться фатальной — резко вырастет и без того существующий риск невозвратов по кредитам, которые брали в валюте компании, банки и граждане. А это может привести к коллапсу всей банковской системы. Еще одна опасность ослабления рубля — рост цен как на импортные товары, так и на отечественную продукцию, в которой велика доля завозного сырья и комплектующих.
Что же касается граждан, то мой совет: надо тратить деньги. Этим вы не только снижаете риск потери сбережений
Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований:
— В принципе удержать планку по курсу ЦБ сможет до апреля. В апреле появится статистика за первый квартал, и тогда станет ясен новый расклад в экономике. И надо будет принимать решения по новому значению курса.
В ближайшее время денежным властям придется столкнуться с довольно сильным сопротивлением. Спрос на валюту сохранился, никаких серьезных изменений в экономике мы не наблюдаем. ЦБ будет вынужден либо пойти на значительное сокращение резервов, либо «зажимать гайки» по денежному предложению банкам. Если ЦБ сумеет выстоять в течение нескольких месяцев, то девальвационные ожидания спадут.
На укрепление рубля может сыграть и дефицит бюджета, который должен будет покрываться за счет Резервного фонда. Он хранится в валюте, и, когда фонд распечатают, возникнет избыточное предложение валюты на рынке. Мы, правда, не знаем, когда начнутся такие операции — ближе к концу года или же раньше.
Имеет ли смысл ослаблять рубль дальше? С одной стороны, девальвация уже увеличила бремя долгов для российских компаний и банков на 1,2 триллиона рублей. И эта сумма сопоставима с объемом господдержки, выделенной компаниям на рефинансирование их задолженности. В то же время девальвация способствует сохранению госрезервов, может подстегнуть экономический рост.
Однако в начале года эффект от ослабления рубля был близок к нулю. Ведь конкурирующие валюты стран-экспортеров нефти и газа, таких как Норвегия, Алжир, Индонезия, Мексика, тоже обесценились. Но инфляция у них оказалась в несколько раз ниже, чем в России, и девальвация принесла реальный эффект. Следующая граница поддержки рубля, по моим ощущениям, должна находиться на уровне примерно 41 рубль за доллар — при текущих ценах на нефть и соотношении в паре доллар-евро.
Елена КУКОЛ