Практически все проблемные банки, получившие внешнюю поддержку, фальсифицировали отчетность, признают в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). Теоретически любой банк сейчас может в течение нескольких месяцев не отражать в отчетности свое реальное финансовое состояние.
Данные оборотной ведомости банков (форма 101) на 1 января, опубликованные Банком России, позволяют, в частности, увидеть, как банкам, столкнувшимся с финансовыми трудностями, на протяжении нескольких месяцев удается скрывать их реальный объем. Так, в отчетности Московского залогового банка (МЗБ) и банка «Московский капитал» (вчера ЦБ отозвал у них лицензии) видны непроведенные платежи по счетам юридических лиц. У МЗБ в декабре были неплатежи на сумму 68,6 млн руб., у банка «Московский капитал» — на сумму 1,14 млрд руб. АСВ объявило о введении временной администрации в эти банки 10 декабря, финансовые трудности в этих банках появились еще в октябре-ноябре. Однако в октябрьской и ноябрьской отчетности этих банков непроведенные платежи зафиксированы не были. «Отсутствие в отчетности проблемного банка факта задержки или непроведения платежа означает, что банк принимает платежки от клиентов, но не фиксирует этот факт в своих внутренних документах»,— говорит бухгалтер коммерческого банка, пожелавший остаться неназванным. Неплатежи в отчетностях «проявились» после прихода в проблемные банки АСВ. «Временная администрация восстанавливала достоверность отчетностей в целях подготовки доказательной базы для ликвидации банков и передачи их активов и обязательств другим банкам»,— поясняет заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
В АСВ признают, что практически все проблемные банки «рисовали» отчетности. Среди наиболее часто фальсифицируемых показателей господин Мельников называет размер потерь по ссудам. Главный бухгалтер АСВ Наталья Молодцова добавляет, что в отчетности также можно исказить качество активов путем занижения объема создаваемых резервов. Это нарушение наряду с сокрытием в отчетности непроведенных платежей вице-президент компании ФБК Алексей Терехов относит к самым распространенным.
Даже формально достоверная отчетность не всегда отражает реальное финансовое состояние банка. «Некоторые банки могут скрывать невыполнение норматива ЦБ риска на одного заемщика путем выдачи кредитов промежуточным компаниям»,— отмечает Андрей Мельников. Формально банк в этом случае ничего не нарушает, но его реальные риски оказываются гораздо выше отраженных в отчетности. С другой стороны, финансовое состояние банка может в действительности оказаться даже лучше, чем в отчетности. «Наличие картотеки неисполненных платежей не всегда тождественно незаконному неисполнению банком обязательств перед клиентами, бывают случаи, когда картотека возникает по техническим причинам, например в результате неправильного оформления платежек»,— говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
И в Банке России, и в АСВ признают, что анализ отчетности не может служить единственным способом оценки финансового состояния банков. «Иногда из отчетности видно ровно то, что банк хотел показать»,— отмечает господин Сухов. По словам Натальи Молодцовой, выявить скрытые нарушения можно, проведя выездную проверку либо проанализировав динамику показателей работы банка.
Татьяна АЛЕШКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА