Экономика России стремительно погружается в кризис. Вчера Минздравсоцразвития объявило об увеличении в последнюю неделю января числа зарегистрированных безработных сразу на 6%. Опросы руководителей предприятий, впрочем, не столь пессимистичны, как в декабре. В частности, в январе отмечено увеличение производства в металлургии. Независимые экономисты призывают не переоценивать эти данные, они ожидают в ближайшие месяцы углубления спада и роста безработицы.
Вчера замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин сообщил шокирующие данные. За последнюю неделю января численность официально зарегистрированных безработных выросла на 6%. По состоянию на 28 января в органах службы занятости зарегистрировались 1,642 млн. человек против 1,548 млн. неделей ранее.
Таким образом, всего за неделю около 100 тыс. граждан решились пойти на биржи труда.
Резкий рост безработицы в целом соответствует продолжающемуся спаду производства. Однако самые свежие опросы руководителей промышленности парадоксальным образом зафиксировали в январе замедление спада. Так, банк VTB Capital сообщил вчера, что спад в российской промышленности в январе замедлился по сравнению с декабрем, но остается значительным. Такой вывод эксперты банка сделали на основе очередного опроса менеджеров по снабжению более 300 промышленных предприятий России.
Похожие признаки оптимизма зафиксировал и январский опрос института Егора Гайдара — Института экономики переходного периода (ИЭПП). «Темпы снижения спроса начинают замедляться. В черной металлургии, похоже, начался рост производства», — сообщили эксперты ИЭПП. По данным опросов, доступность кредитов, рухнувшая в ноябре, в декабре снижалась значительно меньше, а в январе даже выросла — почти до ноябрьского уровня. «Сейчас нормальный доступ к кредитам имеют 22% предприятий. Этот показатель колеблется от 28% в пищевой и нефтехимической до 10% в стройиндустрии и легкой промышленности», — отмечают эксперты ИЭПП.
Правда, однозначного вывода о развороте кризиса в ИЭПП делать опасаются. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в ноябре и декабре масштабы падения были сопоставимы: 12,8% и 13% соответственно. По другим оценкам, темп падения производства в декабре снизился до −3,4% к предыдущему месяцу. В ноябре аналогичный показатель был 7,1%, и темпы падения производства затормозились примерно вдвое. Однако большинство опрошенных «НГ» экспертов считают, что дно кризиса не пройдено.
«Замедление спада в промышленности наблюдалось еще в декабре, а в январе скорее всего будет отмечен небольшой прирост. Но это не говорит о том, что дно пройдено. Всплеск производственной активности в январе объясняется исключительно отложенным спросом. В ноябре-декабре многие заказчики заморозили закупки и работали со склада в ожидании снижения цен на фоне сильнейшей дефляции в ценах производителей», — считает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. По его словам, статистика производства за январь и февраль малоинформативна. «На динамике промпроизводства еще не сказался провал в инвестициях, который может усугубить спад в промышленности. Наблюдаемый в декабре рост производства в черной металлургии обусловлен возобновлением экспортных поставок. Себестоимость сталелитейной продукции снизилась
Впрочем, для экономики в целом девальвация пока остается отрицательным фактором. «В пакете антикризисных мер для реального производства основной упор сделан на улучшение условий кредитования. Однако, чтобы эти меры заработали, необходимо как минимум навести порядок на валютном рынке. Стремительная девальвация рубля делает кредитование непривлекательным, превращая банки в валютных спекулянтов. Зачем ждать 10% годовых в виде процентных доходов, если можно заработать 10% за неделю, просто инвестируя в валюту?» — недоумевают экономисты.
«Первые признаки восстановления внешнего спроса на товары российского экспорта могут появиться в феврале-марте. Девальвация рубля окажет сильное положительное влияние на конкурентоспособность российского экспорта — черной и цветной металлургии, в частности. Это мы видим на примере оживления украинских металлургов в январе после сильной девальвации гривны», — считает глава отдела экономического анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. По его словам, некоторое оживление наблюдается в черной металлургии, где после провального декабря многие крупные производители рапортуют об увеличении производства в январе. Также, возможно, данные по грузоперевозкам будут не столь катастрофичными.
«Пока рано говорить о затухании спада или о восстановлении спроса на продукцию экспорта», — считает главный экономист «Открытия» Данила Левченко. «Компании часто неадекватно оценивают собственные проблемы, и у многих еще сохраняется иллюзия востребованности их продукции», — соглашается аналитик «Номос-банка» Ольга Ефремова. По ее словам, иллюзия замедления спада объясняется отсутствием данных о фактических объемах производства.
Михаил СЕРГЕЕВ