На российском карточном рынке выявлено крупное мошенничество — ущерб от несанкционированного снятия средств с карт банка-участника Объединенной расчетной системы (ОРС) составил почти полмиллиарда рублей. Проблема с компенсациями банкам, выдавшим деньги, по сведениям "Ъ", сейчас урегулируется за счет самой ОРС. Однако на фоне передачи процессингового бизнеса компании в национальную платежную систему при ЦБ до конца года некоторые банки задумались о прекращении отношений с ней.
Об инциденте на карточном рынке, происшедшем 16 августа, "Ъ" рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, проблема затронула около 15 крупных банков-участников платежной системы ОРС. Эта система, куда на данный момент входит около 250 банков, позволяет держателям карт участников снимать средства с карт Visa и MasterCard по выгодным тарифам. Пострадавшие банки, выдав 16 августа в своих банкоматах клиентам банка "Кузнецкий" почти 500 млн руб., столкнулись с проблемами при получении возмещения от ОРС. Эти операции, как выяснилось, носили мошеннический характер. Наличие проблемы подтверждается письмом ОРС, направленным банкам-участникам (есть в распоряжении "Ъ"). Согласно ему, ОРС заблокировала операции по картам "Кузнецкого" в своей системе и проинформировала управление "К" МВД.
До сих пор информация о подобных крупных инцидентах в публичной плоскости не появлялась — этого не допускают сами банки, указывают собеседники "Ъ". Как правило, банки выбирают финансовые, нежели репутационные потери, рассчитываясь с партнерами из своего кармана. Сейчас в ОРС заявляют, что по состоянию на конец дня 24 августа все обязательства со стороны ОРС в отношении банков-участников платежной системы выполнены. Однако, по информации "Ъ" сделано это за счет самой ОРС, а не банка "Кузнецкий". В банке наличие инцидента вообще отрицают: "Требования от банков-участников ОРС о возврате денежных средств не поступало".
Несмотря на заявление ОРС, действиями системы остались недовольны некоторые ее участники. "ОРС как платежная система должна контролировать платежеспособность банков-участников через остатки на их корсчетах",— отмечает один из пострадавших банкиров. В зависимости от среднего объема проводимых операций по картам каждого банка он хранит на своем корсчете в ОРС определенную сумму для расчетов с банками-эквайерами. При приближении этого объема к нулевой отметке система прекращает облуживание участника до тех пор, пока он не пополнит счет. Однако в данном случае мошенники через удаленный доступ к базе данных банка "Кузнецкий" "отменяли" уже совершенные операции, в результате чего лимит на корсчете банка не снижался, хотя фактически деньги снимались. В ОРС поясняют, что в зону ее ответственности не входит контроль за расходными лимитами участников системы, это обязанность процессингового центра, который выбирает банк. Название процессингового центра "Кузнецкого" в ОРС не раскрывают.
В подобных случаях международные платежные системы используют свои системы риск-менеджмента. "В VisaNet, например, встроена система Visa Advanced Authorization, которая анализирует трансакции в режиме онлайн по различным параметрам, в том числе в целом по всем банкам-эмитентам и по активности пользователей карт каждого отдельного банка-эмитента,— поясняет глава департамента управления рисками Visa в России Олег Скородумов.— Она выдает банку-эмитенту свою оценку риска, на основе которой банк может принять решение о блокировке операции, если сочтет ее подозрительной".
По словам участников рынка, по качеству обслуживания и тарифам (см. "Ъ" от 19 января и 27 июля) ОРС в последнее время проигрывает МПС. В такой ситуации некоторые банки уже задумались о выходе из состава участников ОРС. Учитывая, что до конца 2015 года по закону ОРС должна передать процессинг в Национальную систему платежных карт, актуальность в участии в ней не очевидна. Впрочем, в ОРС отмечают, что не получали ни одного заявления банков-партнеров о выходе из системы. Напротив, с начала года к системе присоединились 24 новых банка-партнера, заявляют там.
Ольга ШЕСТОПАЛ