Падение российской экономики остановилось. Упав, по оценкам, в январе на 4%, ВВП больше вниз не идет, говорят экономисты. Конечно, об экономическом подъеме пока говорить рано, зато самая глубокая точка спада позади. Возможно, что уже в феврале отечественные предприятия почувствуют себя лучше.
Индикатор изменения российского ВВП (прогноз прироста ВВП. — «Известия») за январь упал на 4% по сравнению с январем 2008 года, говорится в исследовании инвесткомпании «ВТБ Капитал». Такого глубокого падения наша экономика не переживала уже десять лет. Хуже этот показатель был только в конце 1998 года. Впрочем, отличия заметны: тогда объем ВВП стал меньше почти на 9% — невооруженным глазом видно, что сейчас российская экономика чувствует себя гораздо лучше.
Гораздо интереснее то, что в январе индикатор ВВП перестал снижаться, а ожидания роста промышленного производства даже выросли. Что же это значит на практике?
Похоже, спад производства удалось остановить.
— Стабилизация экономических показателей в промышленности налицо, — говорит старший экономист инвестиционной компании «ВТБ Капитал» Александра Евтифьева. — Сейчас компании с успехом распродают излишки готовой продукции. И это позволяет снова запускать остановленные цеха и конвейеры.
Выходит, уже в феврале-марте российские заводы могут начать приходить в себя и снова станут наращивать выпуск продукции? Скорее всего, так и будет, утверждает Александра Евтифьева. Но лишь к лету российский ВВП может выйти в плюсовую зону.
— Но хочу сказать, наш прогноз самый «строгий», — говорит Александра Евтифьева. — Другие эксперты ожидают снижения ВВП чуть меньше нуля или даже небольшого роста.
Однако любой прогноз хорош именно своей осторожностью. В четверг «Известия» писали, что российское правительство подумывает о сокращении бюджетных расходов, а Центробанк — о повышении процентных ставок по кредитам для банков. А вдруг эти шаги власти помешают наметившейся стабилизации в экономике?
Напротив, действия правительства вполне оправданы, уверен научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
— Эти меры вынужденные. В последнее время деньги, которые давали банкам, тут же попадали на валютные рынки. Хотя эти средства предназначались для кредитования реальней экономики, а не для скупки долларов. Но валютные спекуляции дают 30% годового дохода, и выбор банков очевиден. Поэтому сейчас нужно на время ограничить денежное предложение и сбить ожидания дальнейшей девальвации рубля. После этого деньги пойдут в реальный сектор, — считает экономист.
Сокращение отдельных статей бюджета тоже выглядит оправданным на фоне снижения цен на нефть и металлы, основные экспортные товары России.
Так что каких-то отрицательных эффектов для экономики от действий правительства и Центрального банка ожидать не стоит. Зато сильные опасения у Евсея Гурвича вызывает ситуация в крупнейших экономиках Америки и Европы.
— Мировой экономический кризис еще не достиг своего дна. Прогнозы меняются каждый месяц и выглядят все хуже и хуже. Если в США
Впрочем, как раз на этот случай у России имеются очень большие резервные фонды. Так что мы имеем все шансы выйти из нынешнего кризиса с гораздо меньшими потерями, чем многие другие страны.
Павел АРАБОВ