Для дальнейшего ослабления рубля нет причин, считает председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Импорт уже упал настолько, что внешнеторговое сальдо вновь стало положительным.
Имеющиеся у ЦБ данные показывают, что платежи за импорт товаров в конце декабря — январе снизились на 30—40%, в то время как объемы экспортных платежей остаются стабильными. Об этом заявил председатель Банка России Сергей Игнатьев на встрече с российскими банкирами в пятницу, сообщили вчера «Ведомостям» три участника встречи. ЦБ ожидает «сильного платежного баланса», что позволит поддержать рубль. По словам Игнатьева, после 20 января он стал спать спокойно — перестал сомневаться в том, что курс рубля к бивалютной корзине (41 руб.) удастся удержать. Получить комментарии пресс-службы ЦБ вчера не удалось.
Сотрудник пресс-службы ФТС сказал, что пока внешнеторговая статистика за январь не подсчитана. Но импорт комплектующих и готовой продукции в декабре — январе снизился на 25—30%, а по отдельным товарным категориям, таким как плазменные телевизоры, — больше, говорят сотрудники двух крупных компаний — производителей бытовой техники. Гендиректор «Технопромэкспорта» (строит электростанции в России и за рубежом) Сергей Моложавый отмечает, что в прошлом году заключались десятки контрактов на строительство электростанций, подрядчики закупали импортное оборудование на сотни миллионов долларов. Но с началом кризиса энергетики приостановили ряд строек, а некоторые отложены, даже не начавшись. Да и подрядчики не торопятся теперь заказывать импортное оборудование, опасаясь, что заказчик не заплатит за него, отмечает Моложавый.
Goldman Sachs в опубликованном в пятницу докладе прогнозирует, что в 2009 г. российский импорт снизится на 25%, в результате при среднегодовой цене на нефть в $45 за баррель профицит счета текущих операций может достигать $20 млрд (1,6% ВВП). Правда, это вовсе не означает, что ЦБ сможет удержать курс рубля. Для защиты национальной валюты ЦБ должен на 500—700 базисных пунктов повысить процентные ставки, считает Goldman Sachs. А Morgan Stanley указывает, что курс рубля зависит от котировок на нефть, которые во II квартале могут упасть до $25 за баррель. В этом случае доллар подорожает еще на 18% (т. е. почти до 43 руб.), цитирует Bloomberg доклад аналитика Morgan Stanley Оливера Уикса.
Василий КАШИН, Василий КУДИНОВ