ЦБ раскрыл данные о состоянии торгового баланса в декабре 2008 года — его сальдо оставалось положительным ($4,6 млрд). По словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, по итогам января сальдо также было положительным — этим ЦБ объясняет окончание девальвации рубля и продолжение жесткой денежно-кредитной политики. Пока происходящее с балансом во многом следствие девальвационного и кредитного шока конца 2008 года. О реальной ситуации с балансом можно будет говорить не ранее марта-апреля, тогда же можно будет оценить и другую сторону политики ЦБ — масштабы роста инфляции.
Вчера ЦБ опубликовал окончательную оценку торгового баланса за 2008 год. За год его сальдо (разница экспорта и импорта) составило $179,9 млрд. В декабре 2008 года, вопреки ожиданиям «Ъ», торговый баланс остался положительным — $4,6 млрд, но он сократился вдвое по сравнению с показателями ноября 2008 года (см. график). Даже с учетом отрицательного сальдо торговли услугами (минус $7 млрд за третий квартал) внешнеторговое сальдо, вероятно, оставалось положительным, а в январе даже улучшилось. В прошлую пятницу глава ЦБ Сергей Игнатьев сообщил и свежие оценки за январь: «Внешнеторговое сальдо вновь стало положительным». И это делает ненужным дальнейшее ослабление рубля, реальная девальвация которого за первый месяц 2009 года превысила, по расчетам Минэкономики, 7%. Господин Игнатьев заявил об отсутствии необходимости и снижения ставок, и объемов рефинансирования банковской системы в этой связи. «Нужно использовать скопленную ликвидность, а также, учитывая то, что рубль в ближайшее время будет находиться в равновесном состоянии, необходимо ориентировать людей на рубли»,— подчеркнул глава ЦБ. На деле денежно-кредитная политика даже ужесточается. С сегодняшнего дня решением совета директоров ЦБ России увеличены процентные ставки по кредитам, депозитам и сделкам прямого репо на 1% годовых.
Сбалансированность торгового баланса при нынешнем курсе рубля даже при неизменной цене на нефть пока лишь гипотеза. На объемы импорта в декабре-январе влиял не только курс рубля, но и кредитный и девальвационный шок. Не ясно, будет ли подкреплено снижение импорта на 30—40% в январе (точные цифры пока не известны) дальнейшей тенденцией, особенно в случае хотя бы частичного восстановления спроса на инвестиционные товары. Как уже писал «Ъ» в январе, потребительский спрос на импорт падает медленно. Окончательно платежный баланс может стабилизироваться не ранее чем через один-два месяца по завершении девальвации. По логике ЦБ, удорожание рефинансирования — способ стимулирования рублевых сбережений и сокращения роста инфляции. Тем временем взгляды на то, как отразится девальвация на инфляции в 2009 году, у экономистов расходятся (см. «Ъ» от 6 февраля).
Пока инфляция не выбивается из рамок официального прогноза. Вчера «Интерфакс» со ссылкой на источник в одном из ведомств опубликовал прогноз Минэкономики, который предполагает рост потребительских цен на уровне 3,8—4% в январе-феврале 2009 года, что фактически соответствует уровню 2008 года — 13,3% годовых. В докладе Минэкономики о социально-экономическом развитии РФ в 2008 году отмечается, что умеренная динамка цен на товары в России в начале 2009 года сохраняется, несмотря на проведенную девальвацию. В то же время в министерстве признают, что эта тенденция временная: в конце и начале года, как правило, распродаются товарные остатки прошлого года. Судьба сальдо торгового баланса выяснится лишь после того, как ситуацию определят контракты импортеров 2009-го, а не 2008 года. Более того, экономисты Института современного развития, попечительский совет которого возглавляет президент РФ Дмитрий Медведев, в опубликованном вчера исследовании «Экономический кризис в России: экспертный взгляд» отмечают: «Чрезмерное ограничение денежной базы и роста денежной массы может в конечном счете привести к тому, что спрос на деньги будет удовлетворяться не полностью. В результате такой демонетизации фаза выхода из кризиса может значительно растянуться во времени. Денежные власти должны определить, какую «цену» они готовы заплатить за сдерживание инфляции».
Отметим, сомнения в том, что цена адекватна, выражают даже в российской власти. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович в интервью The Moscow Times, опубликованном вчера, заявил: «Процентные ставки могут упасть очень скоро. Это, безусловно, произойдет в первом полугодии». «Мы понимаем, что получать кредиты по нынешним ставкам опасно»,— подчеркнул он. Между тем политику ЦБ на прошлой неделе оценили экономисты Goldman Sachs — инвестбанк снизил прогноз падения ВВП РФ в 2009 году с 0,5 до 3,5% при цене нефти $45 за баррель.
Алексей ШАПОВАЛОВ