Спасаясь от «падающего» рубля, российские компании активно переписывают ценники в условные единицы. Первыми начали этим грешить застройщики. Потом за ними потянулись автодилеры, страховщики, турфирмы и даже интернет-магазины по продаже косметики. Насколько законна подобная практика, разбирались «Известия».
Еще с 2004 года в России действуют поправки к закону «О защите прав потребителей», обязывающие продавцов указывать информацию на ценниках в рублях. Этим государство защитило нас от неразберихи, которая творилась в 90-е. Тогда на ценниках часто указывались одни только условные единицы. При этом «валютный курс» устанавливался самими продавцами.
До конца прошлого года компании не нарушали закон. Да и зачем было это делать, если рубль был стабильно крепким. Все изменилось с началом кризиса. Как только Центробанк начал девальвацию рубля, бизнесмены, «завязанные» на импорте, схватились за голову. Что делать? Оставлять цены в рублях — нести чувствительные убытки. Переписывать в доллары — накликаешь гнев Роспотребнадзора. Пришлось искать нечто среднее.
— Учреждениям разрешено указывать суммы в валютном эквиваленте. При этом цена должна указываться после той, которая идет в рублях, и ни в коем случае не наоборот, — говорит представитель Общества по защите прав потребителей Алишер Захидов.
Этим путем и пошло большинство компаний. Но есть и такие, кто наплевал на подобные «условности».
Валютный фундамент
Первыми разочаровались в рубле крупные застройщики. Например, компания «ДСК-1» объявила, что с 1 февраля стоимость квартир «будет определяться состоянием бивалютной корзины». А компания «ПИК», в свою очередь, перевела цены в собственные условные единицы — 25 рублей за $1.
Впрочем, по проторенной дорожке пошли не все. Так, компания «ДОН-Строй» намерена пока держать рублевые цены. Но застройщик предупреждает, что «затраты на закупку комплектующих за рубежом — качественного инженерного оборудования, лифтов, отделочных материалов и др. — увеличиваются в связи с растущим курсом евро и доллара». Поэтому после 15 февраля цены на квартиры могут быть пересмотрены.
Между тем «привязка» ценника к иностранной валюте может иметь непредсказуемые последствия. Рынок жилья сегодня замер. Спрос есть, предложение есть, только сделок нет, плачутся риэлторы. Покупатели ждут дальнейшего снижения цен — возможно, весьма радикального. Поэтому не торопятся нести свои деньги застройщикам.
Если все продавцы перепишут ценники в у. е., стоимость жилья взлетит на 15—20%. Тогда число желающих купить квартиру на первичном рынке может и вовсе сократиться до минимума. Тем более что многие покупатели и сегодня боятся вкладывать деньги в «новострой». Вдруг застройщик не переживет кризис и заморозит стройку до лучших времен?
Путешествие к гусю лапчатому
Туристические фирмы также переписывают ценники в условные единицы. И ладно бы, если бы речь шла об отдыхе за границей. Долларовую систему взаиморасчетов используют компании, занимающиеся внутренним туризмом.
Вот, например, турагентство «Ольга» предлагает желающим охоту и рыбалку в Астраханской области. Но цены в плавучей гостинице «Гусь лапчатый» почему-то указаны в у. е. А рыбалка и вовсе — в евро. Может быть, под Астраханью водятся какие-нибудь особенные «еврорыбины», которые и клюют-то только на импортного червяка? Ан нет, обычные щука и чехонь.
Пока такие предложения выглядят скорее курьезом, чем правилом. На условные единицы переходят в основном компании, занимающиеся заграничными турами. Те же компании, которые указывают в прайс-листе рублевые цены, ежедневно их меняют — в зависимости от курса.
Большинство турфирм дублирует валютные цены в рублях. Но некоторые «экономят» на подобной бухгалтерии.
— В январе мы начали составлять прайсы в евро — валюте наших партнеров. Иначе нам пришлось бы конвертировать деньги, а это — дополнительные убытки. Почему не указываем цены в рублях? Да просто секретарша сейчас в отпуске, некому дублировать цены, — признается менеджер одной из столичных турфирм.
Но дальше всех пошли туроператоры («оптовики», создающие «турпродукты» и продающие его розничным продавцам — туристическим агентствам). Некоторые из них, страхуясь от непредсказуемого курса валют, начали выставлять агентам счета по принципу «курс Центробанка + проценты». Понятно, что все отражается на конечной стоимости путевки.
Говорят также, что кризис вынудил некоторые туристические компании заниматься и вовсе противозаконной деятельностью — принимать у населения наличную валюту. Правда, этот вид «деятельности» не является в России уголовно наказуемым. Максимум, что может грозить компании, — изъятие денег и штраф.
Машины меняют курс
Переходят на расчеты в условных единицах и автодилеры. В некоторых регионах (например, Приморье) это и раньше было распространенной практикой. Но сегодня ценники в у. е. можно уже встретить и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Правда, продажи автомобилей идут сейчас ни шатко ни валко. И позволить себе перевести цены в «зелень» могут только очень уверенные в себе компании. Пока среди таких — только японцы. В конце прошлого года три автопроизводителя из Страны восходящего солнца — Toyota, Mazda, Mitsubishi — объявили о привязке цен к доллару и о соответствующем повышении цен.
А вот представительства Ford, Nissan, Renault и других компаний заверяют, что цены будут по-прежнему указываться в рублях. Хотя и не скрывают, что рублевые цены будут периодически переписываться исходя из курса доллара или евро.
Одновременно некоторые продавцы установили собственный курс у. е. Причем этот курс может меняться в зависимости от предложения. А в ряде автосалонов «импортная» цена указывается рядом с рублевой — в качестве справки.
Страховка от рубля
Валютные расчеты не дают спать спокойно и страховщикам. К примеру, в компании «РЕСО-Гарантия» с 1 января нельзя заплатить в рассрочку в рублях за полис КАСКО (страхование автомобиля, включающее два риска: «угон» и «ущерб»). Либо платишь все целиком, либо меняешь валюту договора на доллары или евро. Оплачиваешь в рублях по курсу ЦБ на день платежа.
Как долго в компании будут отказываться от рублей, пока не ясно. «Может, уже завтра выйдет новое распоряжение», — заявляет менеджер по продажам «РЕСО». А пока изумляется, почему автовладельцы восприняли нововведение в штыки.
— Почему невыгодно? Тарифы-то остались прежними, — говорят страховщики. Утверждая, что другие компании тоже перешли на валютные расчеты.
Но это не совсем так. К примеру, в компании «РОСНО» «Известия» заверили, что все договоры заключаются в национальной валюте. А страховщики из «Еврогаранта» сказали, что могут заключить договор в любой валюте, но «оплачивать нужно в рублях».
Роуминг дорожает
Сотовые компании всегда были неравнодушны к расчетам в у. е. Еще в 2006 году — накануне введения «бесплатных входящих» — сотовики, заранее недовольные размером компенсации со стороны фиксированных операторов, решили поднять цены на свои услуги. Для того чтобы перевести свои цены в рубли, «Вымпелком» и МТС установили «фирменный» курс американской валюты — на 6% выше официального. И вот спустя несколько лет сотовики решили вспомнить былое.
По сведениям участников рынка, скоро МТС может ввести один или несколько долларовых тарифов на местную связь.
— Мы внимательно наблюдаем за ситуацией. И если рубль будет и дальше слабеть, можем пойти на такой шаг, — говорят в компании. А «Вымпелком» и «Мегафон» уверяют, что в настоящее время не планируют переходить на долларовые тарифы. Но кто знает, что будет в недалеком будущем?
Заметим, что
Интернет-беспредел
В реальном мире компании еще только начинают переписывать свои ценники в у. е., а в виртуальном этот процесс идет, можно сказать, вовсю. И именно интернет-торговцы самым наглым образом нарушают закон.
Вот один из сайтов, торгующий оборудованием для спутникового телевидения. Верхняя цена — в условных единицах. А под ней меленько — в рублях. Или вот интернет-магазин, торгующий автомагнитолами. Первая цена указана в у. е. И в скобках факультативно — в нашей валюте.
Впрочем, многие продавцы явно считают и такую информацию излишеством. Так, в онлайн-магазине по продаже косметики для парикмахерских, цены на spa-капсулы и ускорители загара указаны исключительно в условных единицах. Курс, естественно, внутренний.
Несложно также обнаружить ресурсы, где никакого упоминания о рублевых ценах вообще нет. К примеру, на сайте небольшого производителя шкафов-купе и встроенной мебели цены указаны только в у. е. Что означают две эти буквы — американский доллар, японскую иену или швейцарский франк, — остается только догадываться.
Алексей АРОНОВ