Среди государственных чиновников продолжается дискуссия о размере дефицита федерального бюджета на 2009 год. Разговоры уже не идут об удержании планки превышения расходов над доходами на уровне 3—4% ВВП, новый прогноз — дефицит в 8—10%. Пока же все складывается не столь удручающе: в январе бюджет был исполнен с профицитом в 14% от месячного ВВП. Эксперты полагают, что у российского бюджета есть возможности с достоинством преодолеть кризис, и не последнюю роль в этом может сыграть качественное долгосрочное планирование.
В среду помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович заявил, что по новым расчетам дефицит федерального бюджета планируется на уровне 8% ВВП. «Дефицит может дойти до 10% ВВП, включая расходы на капитализацию банковской системы, — признал экономист. — Но мы не можем допустить, чтобы дефицит превысил 10%».
Это уже не первое повышение предварительных прогнозов по дефициту бюджета, хотя официально еще ни одна цифра не утверждена, страна по-прежнему живет по профицитному бюджету, принятому в ноябре прошлого года.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин ранее уже заявлял, что дефицит может достигнуть 3—4% ВВП, потом — 6%. Покрывать недостачу будем за счет Резервного фонда, которого должно было хватить до 2011 года. Но пока внесение исправленного бюджета в правительство затягивается, прогнозы по дефициту неуклонно ухудшаются. Тем временем президент и премьер-министр поочередно публичными заявлениями расширяют список расходов, которые точно не будут сокращать: таковыми уже объявлены социальные расходы (пенсии даже обещают повысить в 2009 году сверх плана), расходы на образование, оборонный госзаказ.
Пока по итогам первого месяца зафиксирован профицит федерального бюджета. Расходы бюджета составили 411,75 млрд руб., или 4,5% от запланированного на год, доходы — 771,58 млрд руб. (7,1%), профицит достиг 359,84 млрд руб., или 13,9% месячного ВВП. Федеральная налоговая служба собрала в январе 268,41 млрд руб. (5,5% от годового плана), Федеральная таможенная служба обеспечила пока только 3,5% от плана на год, или 196,7 млрд руб. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и того хуже — только 0,57 млрд руб. (0,9%). Профицит же был достигнут благодаря поступлениям от «других федеральных органов» в сумме 305,91 млрд руб., или 90% годового плана. Причем большая часть приходится на сам Минфин, который в качестве администратора Резервного фонда и Фонда национального благосостояния получил доход от размещения средств, который составил 205,05 млрд и 63,41 млрд руб. соответственно.
Но дальше резервные фонды придется только тратить. Другой вариант — покрытие расходов за счет увеличения госдолга. Классический пример — США, где дефицит бюджета по итогам 2008 финансового года, закончившегося 30 сентября, превысил 1,2 трлн долл., или 8% ВВП. И бороться за его сокращение в 2009—2010 годах пока никто не собирается. Следует ли России брать пример с США, есть ли у нас для этого возможности и как теперь государству строить финансовые планы? Эксперты, опрошенные «Временем новостей», солидарны в одном: нам не стоит мечтать о «долговой яме» по американскому образцу.
«Мы не можем жить, как американцы, по очень простой причине — эффективность нашей экономики в разы ниже, — говорит Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ. — Да и доллар в качестве мировой резервной валюты открывает значительные возможности: можно путем увеличения процентной ставки по правительственным бумагам привлекать инвестиции, можно просто печатать деньги и «размазывать» их по всему миру». Но все вышесказанное отнюдь не комплимент экономическим властям США. «Они вели очень рискованную политику наращивания государственного долга в последнее время, орден за это следовало бы вручить Джорджу Бушу-младшему, который получил страну с профицитом бюджета, а передал с огромными долгами», — напоминает экономист. Но Дмитрию Медведеву, который может оказаться в аналогичной ситуации (напомним, что в 2008 году он также принял страну с бюджетным профицитом), нельзя идти по стопам американского президента. «Нам эти дороги закрыты, мы должны опираться на свои внутренние возможности и не переходить границу, за которой заимствования перестанут обеспечиваться нашими доходами», — предупреждает
Тем более что возможность избежать такого варианта развития событий (наращивания госдолга) у России пока есть. «Мы имеем государственные сбережения, и вопрос масштаба дефицита 2009 года заключается в том, насколько активно мы будем тратить заначку, — считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. — Сейчас смотреть на долговой рынок неоправданно рано. Если же говорить о будущем, то любой дефицит в принципе можно покрыть за счет эмиссии. Но все же доводить до этого не хотелось бы, было бы разумным ограничиться дефицитом в 3—5% ВВП».
Впрочем, она признает, что в 2009 году в этих пределах мы можем не удержаться, прежде всего потому, что ожидания были слишком завышены: «Но по-хорошему нужно сокращать расходы, и желательно быстро — чем дольше мы затянем этот процесс, тем больше получим инфляцию и давление на рубль».
Елена Южакова, заместитель генерального директора аудиторской компании ЗАО «МКПЦН», полагает, что при всех сложностях нельзя отказываться от долгосрочного планирования: «Нынешние условия никоим образом не отменяют адекватность долгосрочного планирования, в том числе бюджетного. В бюджет закладываются и социальная стабильность, и поддержание обороноспособности, и иные далеко не сиюминутные цели». Правомернее будет говорить о качестве планирования, правильности определения приоритетов и искать инструменты, которые позволят сделать долгосрочный бюджет достаточно гибким, реагирующим на возможные возникающие риски экономики, полагает эксперт.
Юлия МИРОНОВА