Участники финансового рынка смогут минимизировать убытки, понесенные в результате банкротства контрагентов. Федеральная служба по финансовым рынкам направила в правительство законопроект, расширяющий возможности взыскания задолженности по срочным сделкам.
Поправки в законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг» и ряд других (есть в распоряжении «Ъ») вводит механизм «ликвидационного неттинга» по срочным сделкам. Его суть заключается в том, что в случае банкротства участника срочной сделки его контрагент будет взыскивать долг за вычетом своих обязательств перед банкротом. «Обязательства контрагентов будут сальдироваться и учитываться в конкурсной массе должника»,— пояснила «Ъ» советник ФСФР Татьяна Медведева.
Сейчас при банкротстве обязательства контрагентов разделяются, и у конкурсного управляющего есть право отказаться от расчетов по срочной сделке, которая обернулась бы убытком для обанкротившегося участника рынка. «Искусственно происходит разделение обязательств двух сторон, в результате не исключены ситуации, при которых участник сделки расплачивается с контрагентом-банкротом, а сам получает причитающиеся ему средства уже в ходе процедуры банкротства из конкурсной массы, как кредитор третьей очереди»,— поясняет руководитель практики финансового сектора юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. По его словам, на практике кредиторы получают 10—12% от общей суммы задолженности. «В случае принятия законопроекта кредитору придется взыскивать эти проценты с меньшей суммы, что уменьшит его убытки, понесенные в результате банкротства контрагента»,— считает он. Фактически взаимозачет обязательств уменьшает конкурсную массу, добавляет вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.
По логике ФСФР, принятие законопроекта будет стимулировать заключение сделок с производными инструментами, в первую очередь, на внебиржевом рынке. «На биржевом рынке существуют механизмы предупреждения банкротства»,— напоминает Татьяна Медведева. С ней соглашается председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев: «Система управления рисками на бирже снижает вероятность того, что участники не исполнят свои обязательства по срочным сделкам».
На внебиржевом рынке, на котором, по оценкам экспертов, заключается более 80% сделок с производными инструментами, подобные механизмы отсутствуют. «Законопроект направлен на повышение активности на внебиржевом срочном рынке, который сейчас ограничен в связи с отсутствием законодательства, регулирующего эти операции. Рынок внебиржевых деривативов — один из источников развития финансового кризиса. Если бы в США не было ликвидационного неттинга, проблемы Lehman Brothers по цепочке привели бы к еще более негативным последствиям для рынка в целом»,— добавляет Алексей Тимофеев. Однако, по словам управляющего директора ФК «Открытие» Евгения Данкевича, ликвидационный неттинг необходим, но прежде чем решать подобные вопросы, необходимо решить более острые проблемы срочного рынка, такие как катастрофическая неурегулированность налогообложения этих операций. В частности, до сих пор не приняты поправки в Налоговый кодекс, которые бы разрешали участникам финансового рынка сальдировать финансовые результаты по базовым и производным инструментам.
Татьяна АЛЕШКИНА, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ