ЦБ расширяет адресную борьбу с отмыванием и незаконным обналичиванием денежных средств. Крупнейшим банкам, в которых у сомнительных клиентов велики шансы остаться незамеченными, рекомендовано закрывать счета, владельцы которых вызывают у ЦБ подозрения. Так Банк России делал и ранее, но в несопоставимо меньших масштабах. Причина активизации регулятора — постоянное совершенствование отмывочных и обнальных схем.
Информация о том, что в крупнейших банках проходят массовые закрытия счетов подозрительных клиентов "по наводке" ЦБ, появилась на банковском форуме MBKcentre.pro. Активизация началась около двух месяцев назад, подтверждают источники "Ъ". "Все меры — в русле письма ЦБ 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", выпущенного в конце прошлого года,— отмечает один из банкиров.— Просто сейчас с крупнейшими банками ведут прицельную работу: вызывают, показывают, как надо применять на практике изложенные в письме рекомендации". Дошло до рассылаемых ЦБ списков конкретных клиентов конкретным банкам, на которых последним рекомендовано обратить пристальное внимание, говорят банкиры. "Списки рассылаются не впервые, эта работа ведется с банками уже в течение года, но сейчас обрела такой масштаб, что стала заметна невооруженным глазом",— отмечает один из собеседников "Ъ". Таким образом, новостей, собственно, две: активизация прицельной работы с клиентурой крупных игроков и акцент именно на закрытии уже открытых счетов, а не на отказе в приеме на обслуживание, как раньше.
В пресс-службе ЦБ факт рассылки по банкам списков подозрительных клиентов подтвердили. "По закону "О Центральном банке" ЦБ вправе запросить у банка дополнительную информацию о клиентах, которые на основании информационных ресурсов ЦБ вызывают подозрения в части совершения операций с запутанным или необычным характером, свидетельствующим об отсутствии очевидного экономического смысла или законной цели",— отмечают там. Объем такого запроса индивидуален, и в каждой ситуации зависит от количества, характера, частоты совершаемых клиентами таких операций, добавляют в пресс-службе Банка России. Списки, естественно, не раскрываются.
Получив такой запрос, банки проводят углубленную проверку деятельности клиентов: получение информации о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с банком, о целях деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиента, об источниках происхождения его денежных средств и т. д.
Затем они направляют ЦБ информацию о принятых мерах. В то же время ЦБ не имеет права обязывать банки расставаться с клиентами — такие решения банки принимают самостоятельно, подчеркивают в пресс-службе ЦБ. Какое число клиентов банков попало в эти списки, в ЦБ не уточнили, пояснив, что статданными располагает Росфинмониторинг. В Росфинмониторинге их раскрывать не стали. "Статистика зависит от множества факторов: сезонных колебаний в экономике, повышения интенсивности надзорной деятельности ЦБ, региональных особенностей",— отмечает заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный.
Детально комментировать тему в крупных банках не стали. В Сбербанке и Альфа-банке проводят все предусмотренные законодательством мероприятия, включая реализацию права отказа в проведении операций или открытии счета. "Мы всегда уделяли должное внимание вопросам комплаенса, сейчас в связи с усилением регулирования ЦБ по этому направлению мы, как и весь рынок, поступаем соответствующе",— добавляют в Альфа-банке. В пресс-службах группы ВТБ и "Открытия" от комментариев отказались. В РСХБ на запрос "Ъ" не ответили.
В неофициальной беседе банкиры подтверждают, что подавляющему большинству компаний в списках, действительно, есть основания отказать в обслуживании, но есть и исключения, в том числе те, кто исправился, впрочем, учитывая решимость ЦБ, от них проще избавиться. В такой ситуации банкиры не исключают рисков судебных претензий клиентов. Впрочем, в ЦБ на этот счет оптимистичны: "Противолегализационным законодательством банки защищены от возникновения гражданско-правовой ответственности за нарушение условий соответствующих договоров". Зато регулятор видит другие риски — физической расправы с сотрудниками, ответственными за комплаенс: сотрудникам комплаенс-служб банков поступают угрозы, есть случаи физической расправы, поджогов личных автомобилей, указывают в ЦБ. В самих банках на эту тему говорить не стали.
Корректность активных прицельных действий регулятора эксперты оценить затруднились, но их определенную эффективность признают. "В отсутствие инструментов, позволяющих на законодательном уровне оперативно перекрывать незаконные схемы, которые в последнее время становятся все креативнее, списки ЦБ могут быть подспорьем, особенно для крупных банков, в борьбе с легализацией и выводом капитала",— отмечает эксперт в сфере комплаенс и ПОД/ФТ Дмитрий Чистов. Еще один собеседник "Ъ" называет такой подход вынужденным в ситуации, когда в силу сложности или трансграничного характера схем перекрыть их законодательно и нормативно не представляется возможным.
Ольга ШЕСТОПАЛ