Комитет по собственности Госдумы единогласно поддержал поправки к закону «Об ипотеке», позволяющие запустить буксующий до сих пор механизм ипотеки нежилых помещений. Поправки пролоббировали власти Санкт-Петербурга, считая, что они произведут революцию в сфере нежилой недвижимости. Они рассчитывают, что закон поддержит малый и средний бизнес. Предприниматели считают, что с ипотекой нежилых помещений власти уже опоздали, запустить ее в кризис малореально.
Корректировки норм федерального закона «Об ипотеке», касающихся нежилых помещений, питерские власти добиваются с 2005 года, потерпев неудачу в реализации программы кредитования малого бизнеса. Привлеченные властями городские банки вышли из этого проекта, поскольку местное управление Федеральной регистрационной службы отказалось регистрировать право собственности на проданные помещения одновременно с их передачей в залог кредитовавшему сделку банку (как предусмотрено для ипотеки жилья). Процедура оформления залога сейчас занимает один-два месяца, за это время заемщик может продать купленную в долг недвижимость третьим лицам — это риски банка. Администрация Валентины Матвиенко четыре раза обращалась в Госдуму с предложением отрегулировать механизм обеспечения кредита. Глава Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко объясняет заинтересованность в ипотеке нежилого фонда тем, что на долю Санкт-Петербурга приходится около 80% приватизируемого в России на торгах имущества этого рода. Петербург продает около 800 объектов в год, московская мэрия предпочитает сдавать свою собственность в аренду.
В 2008 году депутат Госдумы Петр Шелищ внес поправки в закон «Об ипотеке», предусматривающие одновременное оформление залога и права собственности на купленные в кредит помещения. Однако вскоре сам же их отозвал, поскольку Дума тогда второй год подряд рассматривала закон о преимущественном праве предприятий малого бизнеса на выкуп у местных властей арендованных ими помещений. Как только Дмитрий Медведев предписал срочно решить проблему выкупа малым бизнесом помещений, буксовавший закон о целевом выкупе, который ряд депутатов посчитал «коррупциогенным», был принят. Он вступил в действие 1 января 2009 года, однако в условиях финансового кризиса это не решило проблем арендаторов, а лишь стимулировало необходимость решения проблемы ипотечного механизма для всех регионов. Поскольку отсутствие средств не позволяет желающим выкупить свои помещения даже целевым способом и с предоставляемой местными властями рассрочкой, которая составляет не более трех лет (в Санкт-Петербурге — два года). При этом подать заявку предприниматели должны в самый кризисный период — до июля 2010 года.
Это позволило питерскому Фонду имущества вернуться к лоббированию ипотечных поправок — в конце прошлого года они были внесены в Госдуму законодательным собранием Санкт-Петербурга и одобрены Минэкономразвития. По оценке Фонда имущества, в целевом выкупе помещений в Петербурге могут быть заинтересованы не менее 1,5 тыс. арендаторов помещений площадью 100—150 кв. м. Стоимость таких помещений в целом составляет более $300 млн, а потенциальный объем ипотечных кредитов может составить 70% от этой суммы.
Вчера комитет по собственности Госдумы единогласно поддержал поправки — в среду они будут рассмотрены Госдумой в первом чтении. «Ипотека нежилого фонда будет стимулировать не только приватизацию госсобственности как целевым способом, так и на торгах (что позволит повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса и увеличит доходы городской казны), но и сделки по покупке в кредит нежилых помещений на вторичном рынке у частных собственников»,— полагают представители комитета по управлению городским имуществом Смольного, уверяя, что «принятие этих поправок произведет революцию в сфере нежилой недвижимости аналогично эффекту от появления ипотеки жилья». Однако координатор Лиги арендаторов Яна Боровицкая считает, что с принятием поправок, как и закона о целевом выкупе, Госдума опоздала: «Если бы они были приняты до кризиса, то принесли ощутимый эффект. А сейчас ни давать, ни брать кредиты под нынешние проценты никто не решится».
Анна ПУШКАРСКАЯ