Рост цен в России опережает прошлогодний график по всем показателям, но особенно страдают малоимущие слои населения, для которых инфляция всегда выше официального уровня. Очередное подтверждение тому — последняя статистика «Росстата» по повышению стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг: по итогам только января рост здесь составил 4,6% при общем уровне инфляции за полтора месяца 2009 года 3,2%. Причем происходит это на фоне сокращения средней зарплаты россиян. Эксперты отмечают, что противостоять высокой инфляции по всем ее составляющим мешают системные особенности российской экономики: низкая конкуренция, неэффективное повышение тарифов естественных монополий, недоверие к денежным властям.
Последние данные изменения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг показывают, что в январе так называемая «инфляция для бедных» составила 4,6%, почти вдвое обогнав общий индекс потребительских цен — 2,4% по итогам первого месяца года. Теперь минимальная потребительская корзина, куда входят основные продовольственные товары, одежда, обувь, оплата жилищно-коммунальных, транспортных услуг (всего 83 наименования), стоит в среднем по России 7292 руб. в месяц. За весь прошлый год стоимость набора выросла на 14,9%, тогда как индекс потребительских цен (общая инфляция) составил 13,3%. Последний рассчитывается по более широкому набору наименований и учитывает рост цен, например, на недвижимость и автомобили, и даже затраты на развлечения, такие как походы в ресторан.
Как отмечает «Росстат», из входящих в минимальный набор продуктов по итогам прошлого года сильнее всего подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (плюс 25,9%), крупа (25,8%), макаронные изделия (33,8%), мясо и птица (22,2%) и подсолнечное масло (22,1%). В целом же стоимость минимального набора продуктов за год выросла на 17,5%. Отдельные непродовольственные товары тоже быстро росли в цене: моющие и чистящие средства за год выросли на те же 17,5%, медикаменты — на 16,4%.
Среди услуг растут в цене прежде всего те, отказаться от оплаты которых нет никакой возможности, если, конечно, не выбрать сознательно путь бомжа: стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла за год на 16,4%. Подорожало медицинское обслуживание — на 16,3%, услуги пассажирского транспорта — на 22,5%. А вот услуги связи, большая часть которых приходится на частный сектор, — всего на 2%.
Судя по данным за январь, в этом году цифры будут как минимум не ниже. Пока мы идем выше прошлогодних показателей. Прогнозы, в том числе и чиновников, также не обнадеживают. В Москве, например, цены на некоторые непродовольственные товары, а также на импортное продовольствие в ближайшее время могут подняться на
Однако рост цен отмечается и в тех регионах, где минимальный набор продуктов формируется преимущественно отечественными производителями.
«Последние два года темпы роста стоимости минимального набора продуктов питания опережали темпы индекса потребительских цен — главным образом
Сейчас причины для роста цен несколько иные, в первую очередь вслед за ослаблением курса рубля относительно мировых валют мы получаем ускорение роста цен на импорт, за которым подтягиваются и отечественные товары. Пока этот процесс затронул те рынки, которые в большей степени зависят от импортных поставок, на остальные влияние дойдет с лагом в
«
Российская действительность просто располагает к высокой инфляции: низкая конкуренция на рынках, особенно в региональном разрезе, низкая эффективность производства. «Ситуация осложняется очень высокими и неконтролируемыми инфляционными ожиданиями, при этом в отличие от развитых стран денежные власти не пользуются доверием экономических агентов», — отмечает Мария Катаранова. Кроме того, государство подставляет себе же подножку, одобряя ускоренный рост тарифов: «Никто не говорит о том, что нужно замораживать цены и не повышать тарифы, но есть простая вещь — очень важно ставить рост тарифов в прямую зависимость от повышения эффективности».
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК, также отмечает, что «все попытки
При таком раскладе, учитывая, что даже Минэкономразвития дает годовой прогноз по общей инфляции не меньше 13%, а консенсус-прогноз по году, представленный Центром развития и ГУ-ВШЭ, составляет 13,6%, в реальности цены для наиболее бедных россиян вырастут на 25—30%.
Юлия МИРОНОВА