В разгар девальвации запас иностранной валюты на банковском счете должен, по идее, вселять в предпринимателя уверенность в завтрашнем дне. Но с нашими порядками ни в чем нельзя быть полностью уверенным.
Недавно хозяйка небольшой консалтинговой фирмы Инна Алексеева решила снять деньги с валютного счета, чтобы оплатить переезд в новый офис. В банке ее ждал сюрприз: счет заблокировала налоговая, зачислить на него деньги можно, забрать — нет. В инспекции сказали, что разблокирование — процесс длительный, но его можно ускорить всего за $500. Иногда просят и больше. Есть ли управа на налоговиков?
Счет заблокировали «по ошибке». Формальной причиной стало то, что бизнесмен не сдала отчетность при открытии счета. Сообщения о блокировке налоговики послали Алексеевой и в ее банк. До предпринимательницы письмо не дошло, и она, будучи уверена, что со счетом все в порядке, несколько месяцев переводила на него платежи от иностранных клиентов. В итоге там скопилось около $100 000.
Узнав, что счет заблокирован, Алексеева поспешила сообщить в налоговую, что все документы были сданы вовремя. Удостоверившись в этом, чиновники извинились и обещали разблокировать счет, но только через месяц. Хотя по статье 76 Налогового кодекса это должно быть сделано в течение одного банковского дня с момента представления документов об устранении причины блокировки. Что делать, если налоговики заставляют ждать дольше и требуют денег? Федеральная налоговая служба не ответила на запрос Forbes.
«Это один из последних очагов налогового терроризма», — говорит о блокировке счетов руководитель аналитической службы юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. По его словам, инспекция часто блокирует счета компаний, чтобы заставить их выполнить свои требования. «Людям выкручивают руки, — возмущается юрист. — Они вынуждены идти на уступки и делать то, чего хочет инспекция».
Иногда для разблокирования счета сотрудники налоговой просят перевести определенную сумму на счет дружественной им фирмы, рассказывает сотрудница юрколлегии «Правозащита» Светлана Зарянова, к которой периодически обращаются люди, пострадавшие от этой практики.
Под удар попадают не только мелкие фирмы. Адвокат одной крупной компании рассказал Forbes, что ее счета тоже были заморожены
Юристы здесь почти бессильны: суды рассматривают споры с налоговой несколько месяцев. Иногда проще согласиться с требованиями налоговиков, а потом уже оспаривать их решения. Если придирки не прекращаются, Зарянова советует подумать о том, чтобы поменять юридический адрес и перейти под присмотр другой инспекции. Вдруг там налоговики окажутся сговорчивее.
Анна СОКОЛОВА