За месяц портфель кредитов «Уралсиба» сократился на 9,4%, у ВТБ — на 6,8%, у Альфа-банка — на 4,4%, подсчитал аналитик Максим Осадчий на основании отчетности банков за февраль. Райффайзенбанк уменьшил портфель на 1,5%.
Альфа-банк сейчас кредитует меньше, признает член правления банка Владимир Татарчук: «Снижение будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится падение экономики».
Единственный из уже отчитавшихся банков, кто увеличил объем кредитов, — Россельхозбанк (РСХБ) — на 3,4%.
«Мы активно кредитуем посевную кампанию», — объясняет рост объема кредитов предправления РСХБ Юрий Трушин. На это из запланированных 65 млрд руб. банк выдал 20 млрд руб. Кроме того, банк выдает кредиты по госпрограмме поддержки АПК и на покупку сельхозтехники, добавляет он.
ВТБ после ударного роста в январе, когда кредитный портфель вырос на 12%, в феврале сбавил темп.
Небольшой рост кредитования в предыдущие месяцы был отчасти связан с переоценкой валютных кредитов и возможностью получить деньги в ЦБ, объясняет один из банкиров, но сейчас ЦБ, борясь с валютными спекуляциями, снизил предложение ликвидности. За февраль рубль укрепился к доллару на 1,24%, так что валютной переоценкой рост не объяснить. К тому же валютные кредиты заемщики стараются гасить в первую очередь, отмечает предправления Райффайзенбанка Павел Гурин.
Основная проблема банков не в отсутствии ликвидности, считает Гурин. У заемщиков часто несколько кредиторов и в таких случаях трудно прогнозировать требования остальных кредиторов и оценить риск рефинансирования, объясняет он.
Наращивание кредитного портфеля практически невозможно
Заемщики не платят по кредитам и у банков растет просрочка, сетует Татарчук. У Альфа-банка — согласно отчетности — просрочка за февраль выросла на треть до 9,6%, у «Уралсиба» достигла 9%. У ВТБ и «Райффайзена» рост более впечатляющий — 41% и 36,3% за месяц. У ВТБ просрочка — 2,9%, у Райффайзенбанка — 2,4%, у РСХБ — 2,2%.
«98% кредитов у нас погашаются в срок», — с гордостью говорит Трушин. Особенно дисциплинированны фермеры: среди личных подсобных хозяйств, по его словам, доля просрочки всего 0,5%. По его мнению, это связано с надежной системой поручительства и компенсацией затрат на кредитование: если фермер в срок гасит проценты по кредиту, то ему их частично компенсируют, размер возмещения привязан к ставке рефинансирования.
«Если раньше вопрос по продлению кредитных линий решался на уровне менеджмента компании, то теперь просить денег приходят сразу акционеры, — сетует представитель банка, входящего в десятку крупнейших. — Абстрагируясь от отчетности, приходится признавать, что 60—70% портфеля — кредиты компаниям, которые сейчас не в силах погасить долг
Получить комментарии в «Уралсибе» не удалось.
Татьяна ВОРОНОВА