Предельные цены на продукты в России вводиться не будут, пообещал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Зато производителям лекарств придется проходить обязательную регистрацию цен.
«Ограничения цен на социально значимые продукты негативно скажутся на стоимости продовольственной корзины, административное введение потолка цены может только ухудшить ситуацию», — сообщил вчера Шувалов (цитата по «Прайм-ТАСС»). Вчера чиновники обсуждали этот вопрос на совещании по повышению устойчивости экономического развития. Регулирование цен на продукты, по словам Шувалова, было почти единогласно отклонено чиновниками.
В начале февраля задуматься о замораживании цен на хлеб регионам предложил первый вице-премьер Виктор Зубков. «Если пенсионер приходит в магазин и покупает батон хлеба за 45 руб. и пакет молока за 35 руб., то с каким настроением он выйдет из этого магазина? И какая сейчас необходимость так задирать цены на хлеб?» — возмущался Зубков. Ранее он говорил о необходимости соглашений между производителями, переработчиками и торговыми предприятиями. Это эффективный способ борьбы с ростом цен, уверяет Зубков, главное, чтобы прибыль ни одной из сторон не зашкаливала, а договоры заключались с учетом разумной рентабельности.
Отношения производителей сельхозпродукции и торговых сетей должны регулироваться на законодательном уровне, согласен владелец компании «Моссельпром› Сергей Лисовский. Введение предельной цены на продукты добило бы российского производителя, а торговым сетям пришлось бы переключиться на импорт, рассуждает он. Соглашение по всей цепочке — от производителя до ритейлера, по его словам, приведет к снижению продовольственных цен как минимум на 10%. Отказ от моратория на повышение цен логичен, опыт с заморозкой цен был совсем недавно и ни к чему хорошему не привел, напоминает Мария Катаранова из Экономической экспертной группы. В октябре 2007 г. производители и ритейлеры обязались зафиксировать цены на хлеб, кефир, молоко, подсолнечное масло и куриные яйца, в январе 2008 г. соглашение было продлено, но все полгода эти продукты дорожали быстрее остальных (прирост цен в ноябре 2007 — марте 2008 г. составил 14,6% по «замороженным» товарам против 11,8% по продовольствию в целом).
Инфляция — сложное явление, зависящее от многих факторов, и бороться с ним простым фиксированием цен неэффективно, уверена Катаранова. Главной причиной роста цен в январе — феврале (см. врез) стало ослабление рубля, эффект девальвации будет действовать на продовольственные цены еще полгода, добавляет она.
Чиновники на вчерашней комиссии решили контролировать цены на лекарства. Правительство может ввести обязательную регистрацию цен производителей на отечественные и зарубежные лекарства уже в этом году, сообщил Шувалов. Для перечня жизненно важных средств регулирование цены существует и сейчас, напомнил он. Перечень таких средств утверждает Минздравсоцразвития (по данным «Фармэксперта», на них приходится 28% объема фармрынка), производители регистрируют цены на них, а региональные власти устанавливают максимально возможную наценку для дистрибуторов и аптечных сетей. «Наценка может варьироваться от 15% и до 100%, если речь идет об отдаленных регионах», — говорит директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов.
Цены на лекарства с октября выросли на 11%, констатирует гендиректор DSM Group Александр Кузин, а, например, за весь 2007 год — лишь на 4%. «Если раньше большинство производителей меняли цену раз в год, то сейчас различные группы препаратов дорожают едва ли не каждый день», — констатирует гендиректор фармдистрибутора Alliance Healthcare Russia Игорь Варламов. Цены растут в том числе
«Тотальный контроль над ценами может привести к тому, что компании, в том числе иностранные, могут потерять интерес к работе в России, — беспокоится Мелик-Гусейнов. — Мнение о сверхприбылях в фармбизнесе преувеличено: к примеру, маржа дистрибутора в среднем составляет 7%, аптечной сети — 8%».
Дорогая еда
В феврале, по данным Росстата, продовольствие подорожало на 17% в годовом выражении. Цены на макароны выросли на 30,7%, на крупу и бобовые — на 25,2%, на мясо и птицу — на 23,4%, на хлеб — на 22,3%.
Алена ЧЕЧЕЛЬ, Юлия ШМИДТ