Вчера Альфа-Банк и Минрегионразвития подписали мировое соглашение по банковской гарантии, выданной в обеспечение обязательств по строительству петербургской дамбы. Министерство в декабре прошлого года потребовало от банка погасить гарантию на 19 млн долл., выданную подрядчику строительства дамбы компании «Транстрой» Олега Дерипаски, посчитав стройку незавершенной. Согласно мировому соглашению Альфа-Банк передает Минрегионразвития гарантию на 9,5 млн долл. на три года, а министерство освобождает банк от обязательств по предыдущей гарантии. Соглашение подписано на следующий день после встречи президента России Дмитрия Медведева с совладельцем Альфа-Банка Михаилом Фридманом и главой «Базэла» Олегом Дерипаской.
В октябре 2005 года ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» («Инжтрансстрой»; входит в «Трансстрой» Олега Дерипаски) заключило с Росстроем (после ликвидации ведомства его правопреемником стало Минрегионразвития) контракт стоимостью 4,7 млрд руб. на строительство второй очереди комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений (дамбы). В ноябре 2007 года Альфа-Банк в обеспечение финансовых обязательств по этому контракту выдал «Инжтрансстрою» банковскую гарантию на 19 млн долл. В начале октября прошлого года с опережением на месяц было введено в строй судопропускное сооружение С-1, одна из основных частей дамбы. Однако в декабре 2008 года Минрегионразвития заявило, что не считает дамбу готовым объектом и потребовало от Альфа-Банка погасить банковскую гарантию. В свою очередь «Трансстрой» подал в Арбитражный суд Москвы два иска к министерству. В первом заявлении корпорация оспаривает требование Минрегиона погасить банковскую гарантию, во втором она утверждает, что заказчик не учел дополнительные работы, проведенные подрядчиком, и необоснованно задерживал оплату выполненных работ, что, по мнению корпорации, дает ей право на продление сроков исполнения контракта еще как минимум на 193 дня.
Как сообщила вчера пресс-служба Альфа-Банка, согласно мировому соглашению, стороны договорились о том, что Альфа-Банк передает Минрегионразвития банковскую гарантию на 9,5 млн долл. (т.е. 5% от суммы контракта «Инжтрансстроя») сроком на три года, обеспечивающую выполнение подрядчиком обязательств по устранению дефектов по контракту в течение гарантийного периода, а Минрегионразвития отказывается от требования об исполнении обязательств по банковской гарантии от 7 ноября 2007 года. Также, согласно соглашению, «Минрегионразвития заявляет, что после надлежащего выполнения Альфа-Банком условий мирового соглашения не будет иметь никаких имущественных претензий касательно исполнения обязательств по банковской гарантии».
«Соглашение выгодно сторонам, потому что Минрегионразвития, получив новую гарантию, сможет добиться достройки дамбы и исправления всех недочетов, а Альфа-Банк избавляется от иска к нему и сможет не исполнять первичную гарантию, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Кроме того, судебное разбирательство наносило ущерб репутации обеих сторон, теперь этот риск ликвидирован. Также есть надежда, что «Трансстрой» теперь получит все причитающиеся ему деньги в счет оплаты выполненных работ».
«Банковская гарантия не является отвлечением денежных средств у банка, но тем не менее при наступлении форс-мажорных обстоятельств он должен ее исполнить», — отмечает руководитель Центра развития регионального бизнеса в СЗФО Инвестторгбанка Сергей Щербаков. «Учитывая, что речь идет о таком важном социальном объекте, тот факт, что стороны договорились, можно только приветствовать. Тем более что стоимость гарантии для Альфа-Банка была снижена вдвое», — добавляет он.
«Возможно, скорой договоренности о мировом соглашении поспособствовали вчерашние переговоры президента России Дмитрия Медведева и совладельца Альфа-Банка Михаила Фридмана», — допускает генеральный директор корпорации «Адвекс. Недвижимость» Владимир Гаврильчук.
Андрей ЖУКОВ