Центробанк еще в начале марта включил в ломбардный список векселя ОАО АвтоВАЗ, которыми автозавод с конца прошлого года расплачивается с поставщиками. Но тольяттинские банки отказываются кредитовать поставщиков под залог бумаг
Центральный банк подтвердил ликвидность векселей ОАО АвтоВАЗ, которыми предприятие с конца прошлого года расплачивается со своими поставщиками, еще 3 марта, включив бумаги в свой ломбардный список. Это значит, что ЦБ готов выдавать кредиты коммерческим банкам под залог этих векселей по ставке от 20 до 35% в зависимости от срока погашения бумаги. Напомним, с декабря прошлого года АвтоВАЗ перешел на смешанную схему расчетов с поставщиками автокомпонентов. На 30% завод платит партнерам деньгами, на 30% — своими векселями, на 30% — векселями банков-партнеров (в их числе называют «Глобэкс» и ВТБ) и еще на 10% — с помощью факторинговых операций.
Тем не менее получить кредит под векселя АвтоВАЗа поставщики завода до сих пор не могут. Директор строительно-монтажного ООО «Спецгидрострой» Николай Панкратов рассказал «Ъ», что пытался получить кредит под залог векселя АвтоВАЗа в Сбербанке, но получил отказ. Руководитель ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов» Владимир Палагин подтверждает, что банки работают только с векселями банков-партнеров АвтоВАЗа. Руководитель одного из предприятий, входящих в состав группы СОК (занимает 40% поставок автокомплектующих на АвтоВАЗ), сказал «Ъ», что его компания изначально отказалась от бумаг.
В 11 из 15 работающих в Тольятти банках, в том числе в местных отделениях ВТБ 24 и Сбербанка, «Ъ» подтвердили, что не работают с векселями АвтоВАЗа. По словам председателя правления тольяттинского ФИА-банка Анатолия Волошина, несмотря на включение бумаг в ломбардный список, ЦБ не выдает кредиты под их залог, поскольку его не устраивает юридическое оформление векселей. «Нет подписи главного бухгалтера, не указан юридический адрес, по которому бумаги нужно предъявлять к оплате. Доходит до того, что на векселях ручкой исправляется дата предъявления к оплате»,— отметил господин Волошин, добавив, что векселя АвтоВАЗа даже не дают банку возможность обжаловать задержку по оплате. Банки не устраивают и условия, которые предъявляет ЦБ: кредит необходимо возвращать за 60 дней до погашения векселя, отмечает господин Волошин. «Бумаги имеют высокие риски и неопределенную доходность»,— соглашаются в тольяттинском Потенциалбанке. В Национальном торговом банке (НТБ) «Ъ» сказали, что работать с векселями не дает норматив ЦБ, ограничивающий задолженность на одного заемщика 25% уставного капитала банка. А у АвтоВАЗа в нем уже открыт кредит на 500 млн руб.
Из всех опрошенных «Ъ» банков векселя АвтоВАЗа принимает только Первый объединенный банк. В нем в зависимости от срока погашения ставка составляет от 18 до 22%. «Мы работали с векселями АвтоВАЗа еще до их включения в ломбардный список»,— сказал «Ъ» заместитель председателя правления банка Денис Хадеев. Он предположил, что банки отказываются от векселей, потому что у них ужесточилась кредитная политика, а «АвтоВАЗ — рискованный заемщик». Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак не считает, что включение векселей АвтоВАЗа в ломбардный список сделало их ликвидными. «Банкам невыгодно работать с бумагами предприятия с неопределенным будущим, к тому же ЦБ предъявляет жесткие требования к банкам, под которые не все из них подходят»,— говорит эксперт.
Алексей СОРОКИН