Пока мировые лидеры спорят, нужна ли новая резервная валюта, а эксперты всех мастей делают прогнозы, долго ли еще осталось старому доброму баксу, американцы нашли ему замену. Раз «федеральная» наличность в дефиците, надо напечатать локальные деньги. Так муниципальные власти надеются хоть
Местные деньги появились сразу же в нескольких американских штатах: Детройте, Нью-Йорке и Массачусетсе. Жертвы кризиса там платят за продукты, школьные уроки и за бензин соответственно Detroit Cheers, «итакскими часами» или BerkShares. Массачусетс, кстати, может похвастаться наличием самой широкой сети торговых точек, где покупатель может расплатиться псевдобанкнотами. Их там аж 370! А вот в Детройте Detroit Cheers можно расплатиться пока лишь в 12 магазинах. Правда, если верить американскому изданию The USA Today, система будет расширяться — остальные штаты не прочь точно так же компенсировать недостаток официальной американской валюты.
Система работает просто: бизнесмены договариваются с потребителями и запускают «печатный станок». Новенькие хрустящие деньги каждый желающий может купить со скидкой. Например, псевдодоллар может стоить 90 или 95 настоящих центов. А в магазинах, которые согласились принимать новую валюту, локальный доллар равен федеральному. Горожане за счет «курсовой разницы» умудряются сэкономить и не отказывают себе в необходимых товарах, а предприниматели радуются тому, что у них опять полным-полно клиентов. Очень выгодно и все довольны.
Самое интересное, что на федеральном уровне такая «изобретательность» местных властей не вызвала нареканий. И хотя главный экономист Всемирного банка (ВБ) в Вашингтоне Эндрю Бернс немного попенял региональным казначействам, задавшись справедливым вопросом, «а укрепляет ли доллар такая попытка смягчить кризис в отдельно взятых штатах», но в целом счел происходящее «совершенно очаровательной историей». Скорее всего потому, что уклониться от уплаты налогов, используя местную валюту, невозможно. Да и поменять какие-нибудь «итакские часы» обратно на настоящие доллары тоже не получится.
Заметим, что «локальные деньги» — это отнюдь не свежее
Мир тоже не остался равнодушен и идее «кризисных денег». В одной только Германии, когда марка начала стремительно обесцениваться, было создано почти 2000 вариантов неофициальных валют. У России, кстати, в этом деле тоже огромный опыт.
В начале 90-х Эдуард Россель решил буквально воспользоваться ельцинским лозунгом и «взять суверенитета, сколько сможешь». На политической карте чуть было не появилась Уральская республика, а вместе с ней еще один Центробанк и новая валюта — уральский франк. Для своих республиканских дензнаков Россель даже умудрился разыскать матрицы того самого франка, который эсеры тщетно пытались внедрить на Урале в 1918 году. Такое самоуправство Москва не стерпела и Россель со свистом вылетел из губернаторского кресла. Потом он опять смог его занять. А партия уральских франков, говорят, до сих пор пылится в подвалах администрации Екатеринбурга.
Есть у нас и более удачные примеры. Во время так называемого «мягкого вхождения в рынок» в Татарстане для социально незащищенных слоев населения выпускались специальные купоны и жетоны, с помощью которых можно было оплачивать коммунальные услуги и расплачиваться в магазинах.
Одним словом, прецедент есть. Не исключено, что рядовые американцы, подобно барону Мюнхгаузену, сами вытащат себя из болота, не дожидаясь, пока какой-нибудь министр сочинит новый план спасения.
Анастасия САВИНЫХ