Никаких резких движений, никакого бегства капитала. Вслед за паевыми фондами общие фонды банковского управления (ОФБУ) словно замерли, надеясь, что про них все забудут. А ведь в отношении них именно сейчас логично было бы ждать накала страстей — от резкого вывода денег до необычайного притока. ОФБУ — это шкатулка с возможностями, из которой управляющие пока мало что использовали. А для простого мелкого инвестора ОФБУ похожи на купленную с рук петарду: может рвануть и заискрить огнями, может нанести телесные повреждения, а может и вообще не вспыхнуть.
Подрывники
В середине декабря Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) прекратила работу ОФБУ Юниаструм банка, приостановив лицензию на управление ценными бумагами. Так закончилась история с некогда «самыми розничными ОФБУ». Напомним, вопреки красивым названиям фондов («Фонд нефти удвоенный», «Фонд золота» и т. д.) деньги клиентов вкладывались в векселя родственной брокерской компании «Ютрэйд» и в облигации. Причем из облигаций управляющие «Юниаструма» строили пирамиду репо: покупали бумаги, занимали под них деньги, на которые снова покупали облигации, и т. д. Во время сентябрьского кризиса репо пирамида эта с треском обвалилась, плюс «Ютрэйд» перестал исполнять свои обязательства. В итоге стоимость чистых активов многих ОФБУ Юниаструм банка упала почти на 100%. Клиенты несколько недель не могли вывести средства, а когда такая возможность появилась, то их инвестиции уже обесценились.
Сейчас ОФБУ Юниаструм банка могут лишь выдавать деньги вкладчикам. «Фактически эти фонды существуют, они находятся «в деньгах», — сказала D’ специалист отдела Investfunds информационного агентства Cbonds Валерия Головкова. — Кроме того, за счет роста курсов валютные фонды показывают доходность. Исключать их из рэнкингов мы будем, как только их прекратит ЦБ РФ». Впрочем, прекратить фонд невозможно, пока в нем есть хоть один вкладчик, а разыскать всех клиентов — сложная задача. Так что ОФБУ «Юниаструма» еще долго будут существовать в виде фантомов.
В неофициальных разговорах управляющие других ОФБУ не могут удержаться от крепких выражений в адрес Юниаструм банка. Портфельные менеджеры последнего подложили фондам банковского управления изрядную свинью (причем досталось и ПИФам — народ обычно не делает различий между фондами разных типов). При этом ЦБ никак не отреагировал на ситуацию, лишний раз подтвердив тот факт, что ОФБУ им никак не контролируются. ФСФР тоже не «присматривает» за ОФБУ, они не отчитываются перед службой. А лицензию Юниаструм банка ФСФР приостановила за формальные нарушения: ведомство не устроило, что Юниаструм банк не обосабливал деньги и ценные бумаги, принадлежащие разным клиентам. Понятно, что в рамках ОФБУ сделать это не всегда возможно: фонды на то и фонды, чтобы инвестировать коллективно по принципу «общего котла» — как ПИФы. Но формально-то ОФБУ принимают деньги от клиентов в индивидуальное доверительное управление, значит, и учет должны вести отдельно по каждому клиенту: сколько денег тот принес, сколько и каких бумаг ему куплено. В частных разговорах чиновники ФСФР признаются, что сегодня ни один из ОФБУ этим требованиям не соответствует. Так что чисто теоретически под угрозой приостановления лицензий находятся все банковские фонды.
Сами банки не считают, что они
Фактически сегодня ни ЦБ, ни ФСФР банковские фонды не нужны — зачем брать на себя лишнюю ответственность? В такой ситуации вкладчикам остается уповать на честность отдельных управляющих. Ведь в ОФБУ у последних есть все возможности как для того, чтобы вывести средства или проиграть их, так и для того, чтобы озолотить своих клиентов.
Напомним: в отличие от паевых фондов, которые фактически могут лишь купить акции или облигации (далеко не все), банковские фонды могут все. Покупать иностранные ценные бумаги, фьючерсы, шортить (в том числе на западных рынках) — список ограничен лишь инвестдекларацией, в которой, по доброй традиции, разрешено все. Но до 2008 года управляющие ОФБУ слабо использовали свой обширный арсенал: российские акции и так хорошо росли, можно было покупать индекс ММВБ и не усложнять себе жизнь.
Но теперь настало время для более интересных стратегий. Так, «Хедж-фонд» банка «Славянский кредит» покупает фьючерсы на РТС, пока его доходность выглядит весьма достойной (см. таблицу). «ОФБУ способны приносить инвестиционный доход вне зависимости от конъюнктуры фондового рынка, — говорит начальник инвестиционного департамента Собинбанка Владимир Фирсов. — Банковские фонды оперируют не только ценными бумагами, но и производными финансовыми инструментами и драгоценными металлами, и это повышает шансы на увеличение их доходности по сравнению с ПИФами». По его словам, в 2009 году некоторые банки закроют свои ОФБУ, а остальные, скорее всего, повысят комиссии. Кстати, в некоторых ОФБУ комиссия берется лишь с полученного дохода — хороший стимул для управляющего заработать побольше.
Однако чем сложнее становится состав активов банковских фондов, тем важнее вопрос о раскрытии информации. Что покупает в фонд управляющий, которому вы хотели бы доверить свои кровные? Пока на этот вопрос нет внятного ответа. Почти никто из ОФБУ не раскрывает состав и структуру своих активов публично и регулярно. Госорганы этого от них не требуют. Независимых контролеров, как у паевых фондов, за которыми следят специализированные депозитарии, у ОФБУ тоже нет. Управляющие предоставлены сами себе, как в обычном хедж-фонде. Но хедж-фонд — вещь не для всех. А на российском рынке доверительного управления отсутствие контроля почему-то обязательно кем-нибудь да будет воспринято как разрешение на махинации с клиентскими деньгами. Поэтому мелким инвесторам не стоит обольщаться высокими шансами ОФБУ получить прибыль. Оценить, какие риски это с собой несет, часто попросту нереально.
«Для розничных инвесторов однозначно больше подойдут ПИФы с их регулированием, системой контроля. Конечно, в них тоже есть проблемы — к примеру, с облигационными фондами, в портфелях которых оказалось много дефолтных облигаций, но все же для массового инвестора ПИФ более подходящий инструмент, чем ОФБУ, — считает исполнительный вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков. — Но и ОФБУ необходимо оставить — для тех квалифицированных инвесторов, которые хотят попробовать
Евгения ОБУХОВА