Соглашение о продаже Banco Popular было подписано после того, как ЕЦБ счел, что банк «уже движется к коллапсу или вероятность коллапса высока». Santander согласился купить мадридский Banco Popular за символическую сумму – 1 евро и сообщил, что до конца лета проведет допэмиссию на 7 млрд евро, которые нужны на расчистку баланса Banco Popular.
Торги акциями Banco Popular приостановлены, но с начала июня банк подешевел более чем вдвое. На момент приостановки торгов капитализация Banco Popular составляла 1,33 млрд евро. Для сравнения: национализированный в 2012 г. Bankia, из-за которого ЕС выделил на спасение испанской банковской системы 37 млрд евро, стоит 12,41 млрд евро.
Banco Popular – слабое звено испанской банковской системы. В наследство от бума, а затем – глубокого кризиса на испанском рынке недвижимости на его балансе остаются просроченные кредиты на 37 млрд евро. Еще в апреле председатель совета директоров Banco Popular Эмилио Сарачо говорил, что банку придется привлекать капитал или искать покупателя. На протяжении нескольких недель Banco Popular пытался продать активы и найти покупателя, но в последние дни ситуация стала стремительно ухудшаться. «Мы видим, как растут риски Banco Popular и у него остается все меньше возможностей выбраться из кризиса доверия и решить проблемы с капиталом», – отмечали в понедельник аналитики Barclays.
Во вторник вечером ЕЦБ выступил с заявлением, в котором отметил «ухудшение ситуации с ликвидностью в банке». Ночью со вторника на среду Santander согласился купить проблемный банк. «Это решение обеспечит защиту интересов вкладчиков и сохранение важнейших функций Banco Popular», – отмечает председатель совета ЕС по санации банков Эльке Кениг.
За последний финансовый год Banco Popular получил 3,5 млрд евро убытка, аналитики оценивали дыру в его капитале в 3–5 млрд евро, пишет FT. По данным Bloomberg, держатели субординированных облигаций Banco Popular тоже понесли потери – более 3 млрд евро.
Сделка с Santander – «пример того, что регуляторы и должны делать», сказал FT начальник отдела кредитной аналитики Aberdeen Asset Management Лоран Фрингс, «но это также означает, что инвестировать в банки второго эшелона рискованно».
«Для нас это уникальная возможность и очень удачное время с точки зрения цикличности», – прокомментировала сделку председатель совета директоров Santander Ана Ботин. После присоединения Banco Popular банк станет крупнейшим в Испании по кредитному портфелю и вкладам. Хотя Santander входит в число крупнейших банков Европы, на домашнем рынке он уступает BBVA и CaixaBank. После сделки с Banco Popular он будет обслуживать в Испании 17 млн клиентов. У Banco Popular хорошо развит бизнес по обслуживанию малого и среднего бизнеса, а также есть подразделение в Португалии. Santander благодаря поглощению к 2020 г. рассчитывает увеличить рентабельность с 13 до 14%, а пока зарезервирует 7,9 млрд евро на плохие кредиты Banco Popular.
У Santander, скорее всего, было лишь несколько дней, чтобы оценить кредиты, выданные Banco Popular сектору недвижимости, другие плохие ссуды и риски, связанные с поглощением, сказал Bloomberg аналитик Kepler Cheuvreux Карлос Гарсиа: «И это порождает сомнения в том, насколько адекватно в банке управление рисками». По его мнению, есть угроза того, что держатели субординированных облигаций Banco Popular могут подать на него в суд с требованием компенсировать потери. Гарсиа понизил рекомендацию по акциям Santander с «покупать» до «держать».
Сделка между Santander и Banco Popular не должна создать проблем другим банкам, полагает Фрингс из Aberdeen: сейчас испанская банковская система достаточно стабильна.
Продается банк – недорого
Покупка банка за 1 евро – случай редкий, но не уникальный. В январе итальянский UBI Banca за 1 евро согласился купить целых три проблемных региональных банка – Marche, Etruria и Carichieti. В 1995 г. 1 фунта ING хватило на покупку Barings Bank. В 2012 г. Credit Agricole избавился от греческого банка Emporiki, который за 1 евро согласился купить местный Alpha Bank. Так же недорого иногда продаются футбольные клубы. В 1982 г. Кен Бейтс за 1 фунт купил клуб Chelsea, который в 2003 г. он продал Роману Абрамовичу за 140 млн фунтов.
Татьяна БОЧКАРЕВА