Есть вопрос, в котором уровень единодушия россиян выше, чем количество голосующих за Путина или поддержавших присоединение Крыма. Это повышение пенсионного возраста. Коллективный ответ: «нет».
Итак, свершилось. 14 июня, в день открытия чемпионата мира по футболу, премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства официально объявил о повышении пенсионного возраста. Осторожно так объявил, издалека. «Несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году». При этом пенсии обещают «ориентировочно» (запомните это слово премьера) увеличивать на 1 000 рублей в год. То есть за восемь лет прибавки к пенсионному возрасту женщины-пенсионерки, который выйдут на пенсию через 16 лет, получат плюс 14 тыс. рублей к пенсии. А мужчины за пять лет прибавки к пенсионному возрасту через девять лет получат больше на 8 тысяч. Обе эти прибавки — даже если отключить память и уверовать, что инфляция в России останется на нынешнем уровне в ближайшее десятилетие, что российское государство в очередной раз не обманет, не устроит какое-нибудь зажигательное «геополитическое» шоу, благодаря которому рубль упадет к доллару еще вдвое (как это случилось с весны 2014 года), — мягко говоря, кажутся незначительными.
На этом «приятные» новости для народа не закончились. Правительство предлагает повысить ставку НДС с 18% до 20%, сообщил Медведев на том же заседании Кабмина. На этом, по словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, правительство рассчитывает дополнительно получать по 600 млрд рублей в год — то есть каждый год можно будет санировать по одному крупному банку.
При этом, сказал Медведев, правительство не собирается переносить налоговую нагрузку на малоимущих. Ну да, ну да: «денег нет, вы держитесь там» в адрес крымских пенсионеров мы не забыли. «Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены. Это пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки», — сказал Медведев. Правда, подоходный налог пока решили не трогать — не будет ни прогрессивной шкалы, ни повышения ставки с нынешних 13%. Но это пока.
Про отношение к росту налогов россиян социологи пока предусмотрительно не спрашивали. А про реформу пенсионного возраста неосторожно спросили.
Согласно опросу, проведенному исследовательским холдингом «Ромир», 92% респондентов против повышения порога выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Опрос проводили в конце мая — начале июня, то есть уже после того Дмитрий Медведев впервые заговорил в Думе о грядущем повышении пенсионного возраста как о деле решенном. Интересно, что даже в самой младшей возрастной группе из участвующих в подобных опросах — от 18 до 24 лет — повышение пенсионного возраста поддержало только 12% опрошенных.
Возможно, опросы других социологических служб дали бы другие результаты, но вряд ли сильно отличающиеся от этих. Так или иначе, девять из десяти совершеннолетних россиян не хотят, чтобы пенсионный возраст в России стал выше. Хотя даже в случае повышения по самому жесткому варианту (то есть те самые 65 для мужчин и 63 для женщин) он будет далеко не самым высоким в мире. До сих пор не было ни одного экономического, социального или политического вопроса, по которому бы 92% россиян занимали одинаковую позицию. И вот государство сумело консолидировать нацию по-настоящему. Но решило поступить (на самом деле — вынужденно) вопреки позиции этого консолидированного абсолютного большинства.
Обязано ли государство проводить только те экономические и социальные реформы, которые нравятся большинству населения? Нет, не обязано. Обязано ли государство отказываться от реформ только потому, что против них выступает большинство населения? Нет, не обязано. Но государство обязано формулировать четкие цели любых реформ и достигать их целей. И еще — информировать людей о причинах и последствиях этих реформ. И еще — не менять установленные правила игры по ходу объявленной реформы.
У россиян есть все основания не доверять своему государству. Конкретно по пенсионной реформе государство по-крупному кинуло россиян дважды только в этом веке: сначала поменяло правила участия граждан в накопительной пенсионной системе, а потом в 2013 году и вовсе в одностороннем порядке заморозило пенсионные накопления. Сначала обещало, что на год. Теперь мораторий действует до 2020-го (то есть уже на семь лет), а правительство и ЦБ говорят о создании системы индивидуального пенсионного капитала. Считайте, прежнюю накопительную систему де-факто уже отменили. Не говоря уже о том, что в нынешнем виде пенсионная реформа (точнее, повышение пенсионного возраста — это лишь часть, притом не самая важная, пока непонятной реформы пенсионного обеспечения) рассчитана на 15 лет. А где вы видели в российской истории хоть какую-нибудь объявленную государством экономическую реформу на такой долгий срок и исполненную в соответствии с заявленными целями? Через 15 лет просто не останется во власти тех, кто принимал эти решения, — не с кого будет спрашивать, даже если такая привычка к тому времени вдруг появится у россиян.
Или взять повышение ставки НДС на 2 процентных пункта. Силуанов говорит, что правительство благодаря этому будет получать каждый год дополнительно 600 млрд рублей и потратит эти деньги на финансирование «национальных целей и стратегических задач»: проще говоря, на майский указ президента. Хорошо, но он уже вынужден говорить и о том, на сколько вырастут цены (повышение НДС, не сомневайтесь, будет зашито в цену всех товаров и услуг). Пока, по словам главы Минфина, инфляция в 2019—2020 годах подскочит до четырех с небольшим процентов годовых. Сейчас она в районе 2,5%. Но что будет в эти годы с рублем, падение которого автоматически вносит свой вклад в рост цен? И главное, где гарантии, что эти дополнительные 600 млрд от повышения НДС будут потрачены именно на «национальные цели», что бы ими ни называлось, а не тупо сворованы? По данным Счетной палаты, в России даже в финансово скудные 2015—2016 годы воровали или использовали нецелевым образом примерно по 1 трлн рублей в год. Теперь — при таких-то умельцах — повышение НДС просто открывает дополнительные возможности для «освоения» бюджетных средств самым известным в России образом.
Платить больше налогов не хочет никто в мире. Но одно дело, когда люди видят, куда идут эти налоги, как меняется к лучшему их жизнь. Когда они могут поменять власть, если она плохо работает. И совсем другое, когда государство может тратить налоги по своему усмотрению, не отчитывается перед гражданами и у людей нет доступных способов проверить, что в реальности происходит с деньгами налогоплательщиков.
Мы не обсуждаем здесь экономическую целесообразность повышения пенсионного возраста и НДС. В пользу каждого из этих решений есть веские экономические аргументы. Мы говорим лишь о причинах отношения людей к любым экономическим реформам в России. Наученные горьким опытом, наши люди не верят таким реформам и боятся их. А государство делает все возможное, чтобы эти страхи и недоверие только укреплялись.
Комментарии
Самый веский экономический аргумент - это то, что с введением реформы у большинства граждан России качество (условия) жизни ухудшится. Значит, эта реформа плохая!
Есть объем экономики, пусть 100 руб
Налоги 20%, т.е. бюджет получает 20 руб. а надо 40 руб.
У чиновников всегда только один выход: увеличим налоги до 40% -и вуаля, в бюджете 40 руб.
Но мир устроен не так просто.
Если налог сделать 40% - половина предприятий закроется из-за нерентабельности, выростет социальная нагрузка на бюджет (безработные и пр.).
Итого объем экономики будет уже не 100 руб, а 50 руб. Т.е бюджет получит опять 20 руб, но уже при налоговой ставке 40%. А бюджету надо кормить 50% безработного населения, т.е на 45 руб. В итоге стало только хуже, причем всем.
Но есть и другие выходы:
1. развивать экономику, что бы объем увеличился со 100 руб до 200 руб. Тогда 20% будут давать уже 40 руб в бюджет и дифицита не будет.
2. Можно оптимизировать расходы бюджета (не сокращать соцобязательства, а повышать эффективность управления, наш ПФР один из самых неэффективных в мире, к примеру), тогда будет требоваться уже не 40 руб, а 35 руб.
Но, увы, наше правительство, которое у власти уже около 20 лет!!! пережило тучные времена бурного роста (нефть по 120!!!) за 20 лет так и не смогло добиться главного - роста экономики. Отчеты можно писать какие угодно, но НДС не увеличивали ни в конце 90-х, ни в середине 2000-х, так же как не повышали пенсионный возраст. А в тучные годы налоги не снижали. Значит сейчас ситуация хуже, чем была тогда. За 20 лет ситуация в стране только ухудшилась!!!
Даже в 90-е с гиперинфляцией гос-во сумело не увеличивать пенсионный возраст. Значит сейчас стало еще хуже! Вот итог 20 летнего правления.
По другому пути просто пошло Но лет эдак на пять как раз возраст дожития сократило.
Правда потом камарилья Путина - Медведева этому замечательному процессу мешать начала. Но ничего, можно хором повыть на форумах, толпой поскакать на площадях, вернуть свободу и процветание 90-х.
То вдруг задним числом отменили включение в стаж при определении размера пенсии время обучения в институтах, прировняв его к тунеядству и исключив из перечня социально значимых периодов (пребывание в тюрьме или колонии включается в трудовой стаж), то уменьшили коэффициент стажа за службу в армии с 2 до 1,8 и стали учитывать только каждый полный год (а многие после институтов служили полтора года), то ввели пенсионные накопления, тоже обведя всех вокруг пальца, то трудовую пенсию разделили на фиксированную, страховую и накопительную (можно подумать, что пенсионер получает пенсию только в пределах произведенных им отчислений!), теперь решили повысить пенсионный возраст по принципу «средней температуры по больнице» без учета того, что в регионах России продолжительность жизни отличается до десяти лет…
И вряд ли на этом фантазии закончатся и те, кто сейчас еще работают, понимают, что до их выхода на пенсию возможны самые непредсказуемые повороты. Поэтому всё больше особенно молодых людей уходят работать «в тень», вкладывая средства, например, в недвижимость, которую потом можно сдавать, получать арендную плату и не зависеть «от превратностей судьбы». Уже сейчас половина всех официально зарегистрированных «безработных» в стране – молодежь, которая отнюдь не сидит без дела. Стала популярной поговорка: «С государством нельзя играть в азартные игры, это равносильно игре с шулерами…».
Для сравнения: минимальная пенсия по старости в целом по РФ человека, проработавшего всю жизнь составляет в 2018 году - 8 726 рублей, а у тех, кто практически всю жизнь официально не работал - 5240 рублей плюс социальная доплата в размере 3486 рублей, итого… обладателю социальной пенсии выплачиваются те же 8726 рублей – тот самый прожиточный минимум пенсионера! Ну, и кто оказался «в дураках»?
Раньше был абсолютно всем понятный алгоритм определения размера пенсий, учитывающий трудовой стаж (время, в течение которого человек официально работал и платил все установленные государством налоги и отчисления) и зарплату, от размера которой и зависели размеры производимых отчислений. Кому и для чего понадобилось его «ломать»?
Хорошо хоть пока не установили «предельный возраст доживания», после которого государство станет более радикальным способом избавляться от такой обузы, как пенсионеры!..
А. Новиков