Какое влияние на российский валютный рынок может оказать новая волна антироссийских санкций? И почему «иранский сценарий» для нас самый лучший?
Поднимается новая волна антироссийских санкций. 2 августа шесть сенаторов внесли в конгресс США законопроект Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2018 (закон о защите безопасности США от агрессии Кремля от 2018 года).
Один из шести сенаторов — Линдси Грэм назвал этот документ "sanctions bill from hell" («санкционный законопроект из ада») и заявил: «Действующий режим санкций не справился с удержанием России от вмешательства в предстоящие промежуточные выборы 2018 года. Наша цель — […] налагать сокрушительные санкции […] на Россию Путина, пока он не прекратит вмешательство в избирательный процесс в США, не остановит кибератаки на инфраструктуру США, не выведет Россию из Украины (sic! — М. О.) и не прекратит создавать хаос в Сирии».
«Адский законопроект» содержит ограничения на сделки с новым российским суверенным долгом, на энергетические и нефтяные проекты, на импорт российского урана. Также он содержит новые санкции в отношении российских политических деятелей и олигархов.
Кроме того, законопроект содержит требование о том, чтобы государственный секретарь США определил, соответствует ли Россия критериям включения в список стран — спонсоров терроризма. В этом списке пока только четыре страны: Северная Корея, Иран, Судан и Сирия.
Если Россия будет включена в этот список, то ей будет уготована судьба страны-изгоя. Соответственно, можно рассматривать сценарии с учетом этих четырех стран-ориентиров. Оптимистический — иранский вариант, пессимистический — северокорейский. Будем надеяться, что сценарии Судана и Сирии — гражданской войны — нам не грозят.
И конечно, не надо забывать венесуэльский кризис — этот сценарий тоже может в той или иной форме реализоваться в России. Следует отметить, что Россия, Иран и Венесуэла — нефтедобывающие страны.
Северокорейский сценарий пока представляется малореалистичным. Будем надеяться, что массово питаться травой россиянам не придется.
Рассмотрим иранский сценарий. Как Иран отреагировал на давление со стороны США? В апреле 2018 года Иран ограничил объем иностранной валюты, который иранцы могут держать за пределами банков, порогом 10 тыс. долларов США. Эта мера стала реакцией на девальвацию риала на треть с начала года. ЦБ Ирана предупредил, что нарушители этого ограничения могут быть наказаны за «контрабанду».
Кроме того, банкам разрешено продавать максимум 500 евро тем, кто едет в соседние страны, и максимум 1 000 евро тем, кто едет в другие страны. Причем иранцам разрешается делать такой обмен только один раз в год.
13 мая правительство Ирана снизило максимальную сумму, которую пассажирам разрешено вывозить за пределы страны, с 10 тыс. до 5 тыс. евро.
На расцветший буйным цветом черный валютный рынок посылаются полицейские патрули ловить тех, кто занимается незаконной торговлей валютой. Из-за обвальной девальвации риала происходит долларизация иранской экономики.
Итак, в рамках «мягкого» иранского сценария, если будет принят «адский законопроект», возможно ужесточение в России мер валютного контроля. В ближайшее время вряд ли дело дойдет до ограничения объема иностранной валюты, который россияне могут держать за пределами банков. А вот такие меры, как снижение максимальной суммы, которую пассажирам разрешено вывозить за пределы страны, вполне возможны. Другие очевидные следствия принятия «адского законопроекта» в полном объеме — девальвация рубля и рост процентных ставок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Травой не придется. Картохой как во времена СССР уже. Посетил намедне столицу нефтедобывающего края, где не был лет пять. Поразило что дачные участки, ранее засаженные газонной травкой и ландшафтным дизайном сейчас засажены картошкой/капустой и прочими овощами. Люди интересуются системами хранения выращенного на балконах и в гаражах.
Не поголовно конечно, но в глаза бросилось.
«Страна-изгой» в мире - это США. Сейчас трудно найти в мире страны, которых эта цитадель жизни за чужой счёт, либо не подмяла бы под себя, либо не грозила санкциями.
А среди суверенных стран и значимых – стран «не под санкциями» или «торговыми войнами» сейчас вообще не осталось.
Понятно, что сторонники системы «одного хозяина» во всю пытаются выставить любое неподчинение Америке, как маргинальный процесс. Ну-ну. А может, как на «страну-ориентир» в сторону Китая взглянуть? Что же молчим по поводу «сценария» таких «стран-изгоев» как Китай или Турция?
Понятно, что всю жизнь страны можно мерить только верностью хозяину и возможностью держать валюту на руках. Кто не разделяет таких ценностей, неминуемо становится страной-изгоем, которую необходимо пинать.
Даже Европа, не выдержав произвола и хамства «супердержавы», вступилась за Иран. Так что самое время пугать: в странах, ослушавшихся хозяина, всю валюту отберут.
А вот, почему. Проблемы с национальной валютой это не особенность Ирана или Венесуэлы, а стандартные последствия любых возражений Америке, фирменный почерк мести этой звёздно-полосатой страны-изгоя, каждому не угодившему ей политическому субъекту.
Причём абсолютно произвольная, вне рамок любых соглашений, правил или взятых обязательств. Сегодня им Китай не угодил, завтра мания вмешательства в выборы, послезавтра вообще не предсказуемо.
Швейцария, Япония...