Вызывает ли беспокойство ситуация на рынке вкладов?
Валютные вклады населения в российских банках сокращаются второй месяц подряд: за август их объем снизился на 1,1 млрд долларов (–1,3%), за сентябрь — еще на 0,6 млрд долларов (–0,7%). Банки отреагировали на этот отток ростом процентных ставок — на рынке уже появились ставки выше 4% годовых по вкладам в долларах США.
Рисунок 1 наглядно показывает, что это совершенно обычная и ничем не выдающаяся динамика. О каком-либо существенном оттоке валютных вкладов говорить не приходится.
Хуже выглядит ситуация на рынке вкладов в рублях.
Вклады в рублях также сокращаются второй месяц подряд (см. рис. 2): за август их объем снизился на 87,9 млрд рублей (-0,4%), за сентябрь — на 178,0 млрд рублей (-0,8%).
Но и это сокращение не является критическим. Однако следует обратить внимание на то, что сокращение вкладов в рублях, как правило, наблюдается только в январе — как реакция на резкий рост вкладов в декабре.
Помимо указанного сезонного эффекта, сокращение вкладов в рублях наблюдалось в сентябре — ноябре 2008 года, в марте 2014 года (как реакция на первую волну санкций), в сентябре — декабре 2014 года (реакция на санкции, в декабре — валютный кризис). Было еще сокращение вкладов в рублях в июле 2017 года, но всего на 0,1%.
Так что сокращение вкладов в рублях, не связанное с сезонным зимним эффектом, — это достаточно тревожный фактор. Но делать далеко идущие выводы о «кризисных явлениях в банковском секторе» на основании этого сокращения ошибочно. Тем более что отток вкладов в рублях был более чем компенсирован притоком депозитов юрлиц в рублях: за август и сентябрь они выросли на 1,1 трлн рублей, тогда как вклады населения в рублях сократились за этот период всего на 266 млрд рублей.
Причина последнего оттока вкладов населения понятна — новая волна санкций (8 августа американский конгресс анонсировал новые санкции США против РФ, первая часть которых вступила в силу 22 августа, а вторая часть вступит в силу 28 ноября), а также ожидание еще более жестких санкций. Кроме того, отток вкладов в рублях может быть обусловлен мощной девальвацией рубля из-за этой волны санкций. Также свою роль могла сыграть информационная кампания, начавшаяся в августе — бурное обсуждение перспектив дедолларизации и возможности замораживания или конвертации валютных вкладов.
Рассмотрим теперь динамику валютных вкладов за период с 2008 года по настоящее время (см. рис. 3). Их стремительный рост (с 27,6 млрд долларов на 1 февраля 2008 года до 94,2 млрд долларов на 1 марта 2014 года) был остановлен первыми санкциями. На протяжении всего санкционного периода валютные вклады стагнируют в относительно узком диапазоне в окрестности 90 млрд долларов. С перспективы десятилетия в текущей динамике нет каких-либо драматических изменений.
Динамика валютных вкладов радикально отличается от динамики вкладов в рублях (см. рис. 4). С начала 2009 года они стремительно росли, почти не заметив санкций.
В чем основная причина столь различной динамики? Она явно не в процентных ставках — и до санкций, и в санкционный период процентные ставки по валютным вкладам были существенно ниже процентных ставок по вкладам в рублях. Скорее всего, причина в различном составе вкладчиков — валютные вкладчики в среднем более богатые и финансово грамотные, «не ведущиеся» на разницу в процентных ставках, с большим объемом вкладов и, соответственно, менее защищенные АСВ. Они более чутко реагируют на конъюнктуру и располагают большими возможностями по выводу активов за рубеж.
Хотя и процентные ставки, разумеется, сыграли свою роль — после валютного кризиса 2014 года процентные ставки по валютным вкладам падали чуть ли не до нуля и пошли в рост только в этом году. Падение процентных ставок по валютным вкладам было связано со снижением спроса со стороны банков на валюту. Что, в свою очередь, отражало снижение внешнеэкономической активности российских предприятий из-за санкций.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Максим, мое мнение, что в настоящее время гораздо опаснее чем даже во времена 2014 года.
сейчас, похоже, начинается процесс снятия вкладов и складывания их в «Кубышку».
Такой отток был в 1998 году (тогда 35% вкладов забрали).
И здесь, по моему, срабатывает страх населения даже не перед «санкциями», а
Перед "ассиметричной" реакцией наших "финансовых властей" страх
возможным перед замораживанием валютных депозитов.
Пока объемы небольшие это вроде как не страшно, но если будет массовый отток,
тогда это будет уже опасно.
Почему они - наши "финансовые власти" молчат?
У этих людей нет выхода. Какую-то заметную часть средств они вынуждены, "как полагается", держать в РФ-банках, к тому же проценты, в итоге, не ниже (а иногда выше) чем за бугром.
Писали же, что львиная доля вкладов
1. крупных (от лимона) и
2. валютных (тож норм) - аккумулировались в крупных госбанках и дочках юни, сити, райфи, внутри Садового кольца.
Притом вчера сообщали, что всё это - лишь треть от "сбережений состоятельных граждан".
А 2/3 - обратите внимание, не активов, а именно денежных сбережений - хранятся вдалеке