В 90-е Россия жила плохо. Поэтому у нас не повышали пенсионный возраст и снижали налоги. Теперь мы живем хорошо. Поэтому у нас повысили пенсионный возраст и повышают налоги. «Л» — «Логика».
В последнее время недели не проходит, чтобы кто-нибудь из представителей власти не озвучил какую-нибудь очередную зажигательную фискальную инициативу. Иногда даже кажется, что после четырехлетнего затяжного падения доходов населения и практически приостановившегося их восстановления, на фоне повышения пенсионного возраста и роста НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года, государство только и думает о том, какими еще способами выдоить деньги из россиян.
Не успел немного стихнуть хайп вокруг идеи изымать в пользу государства «спящие» вклады населения и невостребованные маленькие пакеты акций предприятий, как пытливый законотворческий ум депутатов родил новую «горячую» (или горячечную?) инициативу. Депутат Госдумы от партии «Единая Россия», член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов предложил силой закона заставить неработающих трудоспособных россиян самостоятельно платить за себя все страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования». А если не будут платить — штрафовать, как за неуплату налогов.
Сейчас за официально трудоустроенных россиян взносы в эти три социальных фонда платит работодатель. В совокупности эти взносы составляют 30% в месяц и дают право на бесплатное здравоохранение, пенсионные выплаты, выплаты по болезни, по беременности и родам, уходу за ребенком до полутора лет. Добавьте к этому еще 13% подоходного налога, и заявления российских чиновников о том, что в России низкая фискальная нагрузка на работающих россиян одна из самых низких в мире, уже будут неправдой.
Между тем идея «подоить» безработных пришла в голову депутату Вострецову не на пустом месте. Он хочет быть в тренде: прямо сейчас государство пытается законодательно заставить платить налоги самозанятых. Но как отличить неофициально работающих (самозанятых) от неофициально безработных (тех, кто не зарегистрирован на бирже труда и не имеет официального места работы), государство не знает. Поэтому пытается устроить «ковровую» налоговую бомбардировку окрестностей рынка труда. Кто не спрятался, тот и виноват. Они-то и заплатят.
Вострецов в пояснительной записке к своему законопроекту пишет, что примерно 18 млн россиян трудоспособного возраста не имеют официальной работы, хотя многие из них (никто не знает сколько) заняты неофициально. Повышение пенсионного возраста и НДС уже само по себе увеличило фискальную нагрузку на граждан. При этом наше государство явно сильно заботит то, что 20% трудоспособных россиян (данные Федеральной налоговой службы) не платят налоги. Но почему-то не очень заботит, что количество людей, не имеющих работы или работающих в теневом секторе, постоянно растет. У нас чиновники хором рассказывают сказки про рекордно низкую официальную безработицу — в районе 5% трудоспособного населения. А все попытки замерить уровень безработицы с помощью опросов показывают, что она как минимум вдвое выше.
Никаких пособий по безработице не зарегистрированные на бирже труда россияне не получают. Шансы получить государственные пенсии без официального трудового стажа у них тоже, прямо скажем, невелики. Система обязательного медицинского страхования в России такова, что больше похожа на анекдот про «бесплатную советскую медицину»: бесплатная медицина — это когда не знаешь, кому и сколько заплатить, чтобы тебя вылечили. Так что благами, за которые их хочет заставить платить государство, большинство безработных и самозанятых не пользуются. Зато само государство создает все условия для того, чтобы безработных, самозанятых и занятых неполный рабочий день (этот вид «полубезработицы» наша официальная статистика вообще не учитывает) становилось больше.
Доильный аппарат государства работает исправно. Куда лучше, чем те, кто по должности отвечает за создание новых рабочих мест в государственном секторе и условий для развития и открытия новых частных бизнесов. По данным аналитиков центра «Финэкспертиза», подготовленным для «Известий», в последние три года объем уплачиваемых россиянами налогов рос почти вдвое быстрее зарплат. Эти подсчеты базируются на открытых данных Росстата и Федерального казначейства за трехлетний период. С 2015 по 2017 год включительно собираемость транспортного, имущественного и земельного налогов выросла на 28%, а зарплаты — только на 15%. Добавим к этим цифрам, что с ноября 2014-го по январь 2018 года реальные располагаемые доходы россиян снизились на 11%, и станет понятно, почему индексы экономического оптимизма россиян находятся на рекордно низких отметках.
Государству нужны деньги на содержание себя любимого. На силовиков — милитаристская часть госбюджета растет неуклонно. На новые возможные авантюры, из-за которых уже заморозили пенсионные накопления россиян и практически угробили прежнюю накопительную пенсионную систему (новую систему индивидуального пенсионного капитала ЦБ и Минфин разрабатывают, но пока так и не представили).
Складывается ощущение, что государство в России вообще чувствует себя самодостаточным и живет как-то отдельно от народа. Но за наш счет. Нет, нам не жалко платить государству больше налогов. Просто взамен мы хотим знать, куда и как они тратятся. И чтобы государство давало людям возможность больше заработать, не уходя при этом в подполье самозанятости и не нарушая закона.
Доить людей наше государство научилось прекрасно. А вот кормить (точнее, давать людям прокормить себя самостоятельно) — как-то не очень.
Комментарии
Хрен с ним с молоком, еще образуется.
Главное, чтобы молочная ферма не сменила специализацию на мясную.
Не просто знать, а ещё желательно и решать куда пойдут. Потому что мне не жалко, например, налоги платить, если они пойдут на больницы и детские сады, а вот если они пойдут на льготы, военную ипотеку и раннюю пенсию для "погон"(особенно если для штабистов), то уже увы.
Лев Давидович не согласен с вами по данному вопросу, т. к. за бугром или не за бугром разницы никакой нет.