В России новая мода — банки начали заявлять о желании отказаться от слова «банк». Желание понятно. Непонятен смысл. Вы готовы отдать свои деньги «экосистеме», а потом жить с ней в любви и биоценозе?
У человечества есть отчасти дурацкая, отчасти забавная привычка определять «главное» или «самое модное слово» года. По этой же логике можно определять и «самое немодное». Угроза выйти из моды в 2019 году — по крайней мере, в России и в русском языке — неожиданно нависла над невинным (по крайней мере, до отзыва лицензии у конкретных его носителей) словом «банк».
…В 2019 году Тинькофф Банк планирует «избавиться» от слова «банк» в названии и стать финансовой организацией. Этим заявлением огорошил собравшихся основатель и председатель совета директоров Тинькофф Банка Олег Тиньков* на новогоднем корпоративе. «Я не люблю слово «банк», оно слишком часто сейчас звучит. На самом деле мы никакой не банк, мы хотим вообще избавиться от этого слова в следующем году. Мы — финансовая организация, «Тинькофф.ру». Мы — онлайн-компания. И мы конкурируем с экосистемами, такими как «Яндекс» или Mail.Ru, Amazon и так далее. Мы никакой не банк, мы прежде всего онлайн-IT-компания», — объявил он со сцены.
Буквально через пару дней флешмоб «откажись от банка» подхватил сам Герман Греф. Сбербанк тоже рассматривает возможность убрать слово «банк» из своего названия. «Сбербанк — это скорее экосистема, нежели банк. В связи с этим рассматривается вопрос изменения названия кредитной организации». Об этом Греф рассказал журналистам, подводя итоги заседания наблюдательного совета Сбербанка.
Тинькофф Банк в принципе может отказаться от второго слова в названии достаточно безболезненно. Потому что там реальным брендом, мемом, «человеком и пароходом» является лично и единолично сам Олег Тиньков*. К тому же он уже успел побывать и «пивом», и «пельменями». Когда человек занимается разными бизнесами и все они ассоциируются исключительно с его именем, менять названия и сферы деятельности можно легко.
Со Сбербанком дело обстоит куда сложнее. Когда вы на рынке и «всегда рядом» уже 177 лет, как-то странно менять название. Даже из чисто прагматических соображений — поколения людей как-то привыкли к этим буковкам на вывеске, даже после смены дизайна. Если вы не намерены сворачивать свой бизнес (а смерть Сбербанка, по крайней мере в наших нынешних реалиях, является синонимом гибели всей банковской системы), то зачем отказываться от названия? Тем более что само по себе слово «банк» в названии юридически никак не мешает вам быть хоть «маркетплейсом», хоть «экосистемой». И даже — как показывает новейшая история главных российских банков — владеть торговыми сетями или строить трамплины для прыжков на лыжах в Сочи.
Как известно, слово «банк» — итальянское. Италия эпохи Возрождения вообще сыграла важную роль в становлении финансовой системы в том виде, в каком мы ее знаем. Banco в переводе с итальянского значит «скамья» или «стол». То есть ничего специфически финансового в этом названии изначально нет. Просто на скамьях и столах итальянские средневековые менялы раскладывали свои монеты. Эта важнейшая по сей день функция финансовых учреждений — менять валюту — и дала название кредитным организациям, которые мы уже более 400 лет называем «банками». Благодаря этому нефинансовому слову мы сразу понимаем, чем они там в общих чертах занимаются. И не идем в банк покупать колбасу или билеты на футбол.
Вряд ли, говоря о желании отказаться или подумать над отказом от слова «банк», что Тиньков*, что Греф хоть на секунду допускали возможность добровольного отказа от банковской лицензии. Понятно, что любой живой бизнес-организм меняется. Одни функции отмирают, другие появляются. Тот же Сбербанк открыто заявлял о желании и готовности взять на себя даже столь далекую от классического понимания банка задачу, как выдача гражданских паспортов. Понятно, что жизнь стремительно стирает границы между банками, финансово-технологическими компаниями, операторами связи. Но мы как потребители услуг все равно должны понимать, где что покупать. В том числе поэтому классическим банкам запрещено заниматься продажами потребительских товаров, а магазины одежды пока не выдают потребительские кредиты. Хотя банки в торговых центрах представлены широко, и взять кредит прямо во время шопинга — давно не вопрос.
У российской банковской системы много реальных проблем. Непонятные людям массовые блокировки счетов и невозможность быстро восстановить честное имя, если блокировка необоснованна. Рекорды просрочки по кредитам и миллионы людей, которые вообще не обслуживаются банками из-за проблем с судимостью или кредитными историями. Превращение банковской системы в государственного монстра, заглатывающего всё новые активы, и уверенное вымирание частных банков. Не говоря уже о растущей бедности, которая ограничивает возможности людей платить по кредитам, сберегать во вкладах и инвестировать в экономику. В такой ситуации убирать слово «банк» из названий даже менее уместно, чем внезапно всей страной придумывать имена уже вполне названным один раз аэропортам вместо строительства новых.
*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.
Комментарии
Только одну претензию смог найти: в эпиграфе к статье должен быть "извозчик", а не "кучер".
Хочу быть владычицей морскою
В конце-концов банк существует не для того чтобы . Банк существует, прежде всего, для его клиентов.
И глядя в перспективу, что должна делать любая бизнес-организация, нужно ориентироваться на тех, кто приходит уже на смену традиционным клиентам, например, тех же пенсионеров старой формации у того же Сбербанка (т.е., пардон, Сбера ), количество которых уменьшается и когда-то полностью закончится, хоть это и печально!
Сейчас молодое поколение пользуется кучей сервисов, которые предоставляют услуги банковских организаций, таковыми не являясь. А банк, в сознании этих клиентов - костное, жестко зарегламентированная структура, с высокомерными и равнодушными сотрудниками, куда нужно явиться 10 раз и предоставить 100 бумажек, чтобы что-то получить и то не факт.
Греф и Тиньков очень вовремя почувствовали куда дует ветер и своими словами хотели показать, что банки (отдельные) тоже меняются, учитывают их интересы и изменения в обществе, технологиях, экономике и т.д. и готовы с приходящим поколением говорить на одном с ними языке, а не являться бюрократической машиной.
Вот я достаточно давний пользователь Тинькофф, хотя очень даже не мальчик, и сильно избаловался его сервисом. Честно говоря, я уже забыл, что значит традиционные банки и был уверен, что везде уровень сервиса примерно одинаковый. Но тут повелся на КК Большой кешбек с 7% ОТП Банка и действительность меня ударила по полной программе - в результате нервы не выдержали и я написал отрицательный отзыв на этом сайте (зачли).
Когда я предложил своему сыну получить такую же карту - он сказал - "Что, 3 раза куда-то ходить, чтобы карта заработала, да ну нафиг!"
Вы отстали от жизни лет так на 5.
Все эти френдли структуры без бумажек давно выжгли дустом, и отсутствие бумажек оказалось существенным минусом перед АСВ.
Сейчас ситуация обратная и уже давно изменилась.
И сбер и тиньков и втб и альфа и все прочие давно в интете и выпирают всеми силами пользователей в онлайн, дабы сократить издержки на персонал и аренду (тиньков так задуман изначально), но пользователи, такие редиски все норовят брать договоры вклада с синими печатями, приходные ордера и прочую не нужную для банка макулатуру, не хотят получать крупные суммы в банкомате, а хотят в кассе и желательно в отдельной комнате.
При этом самые передовые имеют повыешенную тенденцию блочить счета и карты, что замучаешься пыль глотать у порога, доказывая, что три перевода от друзей на кофе - это не коммерческая деятельность.
Т.е. это не пользователи просят банки выйти в онлайн, это банки всеми силами выпихивают пользователей туда.