Самозанятость как налоговый режим: плюсы, минусы и банковские отношения

Дата публикации: 14.07.2021 00:00
7 592
Время прочтения: 7 минут
Источник
Banki.ru

По данным на 31 марта 2021 года, в качестве самозанятых зарегистрировались 2 млн россиян, ежедневный прирост — 5 тыс. человек. Власти полны оптимизма и к 2024 году ожидают увеличения этой цифры до 2,5 млн. По всей видимости, проект, запущенный массово в 2019 году в формате эксперимента, оказался успешным. О том, в чем отличие этой формы занятости от ИП, какие ограничения здесь есть и так ли она хороша на самом деле, рассказывает сооснователь и CPO сервиса выплат физлицам Jump.Finance Михаил Кириченко.

Самозанятые vs ИП: отличия

Эти правовые формы разнятся настолько, что между ними практически нет пересечений. ИП (индивидуальный предприниматель) — это организационно-правовая форма бизнеса, которая регистрируется в налоговой. При этом, если документы отправляются в бумажном виде, а не в электронном, придется платить пошлину в размере 800 рублей. Статус ИП позволяет предпринимателю нанимать сотрудников по договору, правда, их количество зависит от налогового режима: если он упрощенный, действуют ограничения — до 15 человек при ПСН (патентная система), до 100 человек при УСН (упрощенный режим), ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Эти же спецрежимы определяют ограничения по видам деятельности, лимиты по доходам. Если ИП находится на общей системе, ограничений нет. Но НДФЛ в этом случае стандартный — 13%, плюс надо заплатить НДС в размере 20%. На патентной системе ИП не платит НДФЛ, НДС и налог на имущество. А в случае с УСН, доступным при годовом доходе до 200 млн рублей, не надо платить НДФЛ, но с доходов придется отчислять 6% раз в квартал или полугодие. Кроме того, статус ИП подразумевает высокие страховые взносы, ведение бухгалтерии со сдачей отчетности. Последнее отчасти автоматизировано различными сервисами, однако это тоже не бесплатно. Кроме того, с 1 июля 2019 года все предприниматели должны применять ККТ (контрольно-кассовую технику) — это еще одна статья расходов.

Все перечисленные цифры и требования очень сложны для людей, которые имеют небольшой заработок, например в пределах 100 тыс. рублей в месяц или даже меньше. Кроме того, если у таких «предпринимателей» нет сотрудников, нестабильный доход, то регистрация ИП для них — способ потерять большую часть прибыли. А значит, никакого желания делать свой бизнес «белым» у этой категории людей нет. Чтобы стимулировать их выйти из тени, государство ввело новую правовую форму — «самозанятый», или «плательщик налога на профессиональный доход» (НПД). Регулирует ее ФЗ-422.

Благодаря новой форме появилась категория людей, которые не обязаны, например, платить страховые и пенсионные взносы, приобретать ККТ для расчета с клиентами (заказчиками). Налоговая ставка для них тоже снижена, причем на первое время (срок не ограничен, только сумма) государство предоставляет налоговый вычет. Отчетность сдавать тоже не требуется. Поэтому с позиции простоты и выгоды режим самозанятости качественно сделан для предпринимателей с небольшим доходом.

Как работает самозанятость

В отличие от получения статуса ИП, стать самозанятым почти так же просто, как зарегистрироваться в любой социальной сети, — достаточно скачать приложение «Мой налог» на смартфон, сфотографироваться (фото после можно поменять) и заполнить информацию о себе. Для регистрации можно использовать скан паспорта, ИНН и пароль от личного кабинета на nalog.ru или учетную запись портала «Госуслуги». После этого на телефон приходит сообщение, что человек встал на учет в налоговой. Дальше остается выбрать вид деятельности из обширного списка. Если человек передумал быть самозанятым или из-за увеличения дохода перестал попадать под эти критерии, в том же приложении или в его веб-версии достаточно нажать на соответствующие кнопки — произойдет снятие с учета.

Подавать налоговые декларации в ФНС самозанятому не нужно, все действия он производит в приложении. После каждого поступления денег необходимо сформировать чек, указав сумму, вид работ и тип заказчика: физическое или юридическое лицо. В зависимости от того, с кем работает самозанятый, высчитывается налог на доход — 4% или 6%. Сумма налога формируется автоматически, квитанция по истечении календарного месяца тоже. Оплата также может производиться через приложение — через привязанную карту или Apple Pay / Google Pay. Помимо этого, есть функция автоплатежа (через прикрепленную банковскую карту). И, что еще более приятно, у приложения есть программный интерфейс для банков и электронных площадок, что открывает IT-компаниям страны возможность получить доступ к API и реализовать свой продукт для самозанятых, делающий их жизнь проще.

Сумма налога для самозанятых в первые месяцы (а для кого-то и годы) получается меньше 4% или 6%. Государство при первой регистрации в системе дает налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, чтобы уменьшать ставку ежемесячно на 1% при работе с физлицами и на 2% при работе с юрлицами. То есть из своих денег самозанятый заплатит или 3% (с дохода от физлиц), или 4% (с дохода от юрлиц). Например, если он получил в этом месяце 20 тыс. рублей, исходная сумма налога составит 800 рублей или 1 200 рублей. Но заплатить надо будет только 600 или 800 рублей. Остальные 200 или 400 рублей берутся автоматически из налогового вычета. Действует он бессрочно, поэтому как долго он будет уменьшать ставку, зависит от суммы дохода.

Банковские отношения самозанятых

Главная сложность для самозанятых — получение кредитов и ипотеки. Здесь есть две ключевые проблемы. Первая — режим все еще достаточно новый для большинства банков, а банки, даже в России, — это медленные в плане принятия изменений организации из-за сложной структуры. Многие банки пока просто не умеют работать с самозанятыми, поскольку для этого требуется время. Крупные игроки вроде Тинькофф Банка, СберБанка, Альфа-Банка, ВТБ уже настроили свои сервисы, но с более мелкими или менее известными дела обстоят хуже. Например, Райффайзенбанк и Росбанк говорят, что кредиты выдают только ИП.

Вторая проблема — прямой результат низкого порога входа в самозанятость: таких налогоплательщиков банки считают ненадежными. Эти люди наравне с ИП и руководителями организаций попадают в группу повышенного риска, потому что у них потенциально нестабильный доход. Кроме того, эксперимент с самозанятыми пока запланирован только до 2028 года, поэтому банкам неясно, что делать с человеком после того, как он сменит статус. Особенно если он опять «уйдет в тень». В результате банк может или отказать в выдаче кредита, потому что не понимает, как работать с человеком, не имеющим справки 2-НДФЛ, или предложить вариант с очень высокой ставкой, что будет невыгодно самозанятому, или увеличить размер первоначального взноса по ипотеке: в ВТБ это 35% против 20% для обычных физлиц. Кроме того, сумма кредита для самозанятого часто небольшая — например, в «Сбере» это 300 тыс. рублей. В итоге основным кредитующим органом для этой категории населения становятся микрофинансовые организации.

В то же время именно самозанятым, при наличии желания получить кредит или оформить ипотеку, проще всего сымитировать бурную деятельность и «нарисовать» любые доходы. Для этого требуется лишь базовое владение компьютером или смартфоном, что впоследствии может принести проблемы банку. Возможное решение — плотное взаимодействие банков с сервисами автоматизации деятельности самозанятых, чтобы последние предоставляли достоверный скоринг, прогнозируемый на будущие периоды.

Ограничение самозанятых в налоговом режиме

Главное ограничение касается уровня дохода. Статус самозанятого может иметь только человек, который в год получает менее 2,4 млн рублей. Если сумма превышает этот порог, придется регистрироваться уже как ИП и терять на налогах значительно больше денег. Правда, для ИП существует упрощенный режим и патентная система, однако расходы все равно получаются выше, чем при статусе самозанятого. В случае если предприниматель хочет нанять сотрудников по договору, ему тоже придется оформлять ИП.

Косвенные ограничения касаются пенсионного стажа. Его не формируют обычные 4% или 6%, которые самозанятый отчисляет с дохода. Если человек хочет копить пенсионные баллы и влиять на свою страховую пенсию, ему придется дополнительно отчислять деньги в Пенсионный фонд РФ. В 2020 году разовый взнос составлял 32 448 рублей, в 2021 году он остается аналогичным. Пособие по временной нетрудоспособности самозанятый также получить не может, и добровольное страхование для него не предусмотрено.

В целом новый налоговый режим получился хоть и неидеальным, с учетом банковских трудностей, но достаточно лояльным к самозанятым в вопросах отчислений в бюджет. Что касается перспектив развития — если государство внезапно не начнет ничего менять, то еще как минимум пару лет продолжится достаточно активный рост количества самозанятых в стране, как и прогнозируют власти. Как руководитель сервиса Jump.Finance, который уже сейчас автоматизирует огромное количество процессов в работе бизнеса и самозанятых, я участвую в формировании продуктового бэклога (плана для разработки). Могу поделиться нашими инсайдами — тренд по диджитализации бизнес-процессов и автоматизации любого ручного труда достигнет своего апогея. Меня это, безусловно, радует, потому что так мы все делаем жизнь людей проще, удобнее и эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме