Сбербанк: 170 лет в очереди

Дата публикации: 11.11.2011 00:00
6 510
Время прочтения: 5 минут
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

170 лет тому назад, 30 октября (12 ноября по новому стилю), император Николай I своим указом утвердил устав сберкасс. Указ ясно определил цель финансовой инновации: «По уважении пользы, какую смогут приносить сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, повелеваем учредить сберегательные кассы… для доставления через то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению…» Под «недостаточными» подразумевались бедные. «Нравственный» аспект инновации состоял в намерении способствовать избавлению россиян от прискорбной склонности доходы пропивать, а не сберегать.

Сберкассы были учреждены как «банк для бедных», как «социальный банк». Таким Сбербанк остается и через 170 лет. Оборотная сторона социальной направленности — очереди. Очередь — первая ассоциация, которая возникает у многих людей при упоминании Сбербанка. Среди российских банков Сбербанк отличают самая длинная история, самые большие размеры и самые длинные очереди. Удивительно, но в «Стратегии развития Сбербанка до 2014 года» слово «очередь» в смысле «группа людей, стоящих друг за другом в ожидании чего-либо» просто отсутствует.

Одна из причин проблемы очередей — человеческий фактор. Во-первых, банальный, внешний: низкая финансовая культура населения и его нежелание, а иногда и неспособность обслуживаться в банкоматах и уж тем более пользоваться интернет-банком.

Вот что я прочел на форуме сотрудников Сбербанка в одной из социальных сетей: «Наш народ трудно привыкает к новшествам. Им лучше по старинке потолкаться в очереди, пообсуждать политику правительства, похамить да поругать работников Сбера». «У нас в кассу люди ходят пообщаться. Это называется «гулять в сберкассу», просто клуб по интересам! Как-то случайно один дедок очень быстро обслужился и говорит: «Ну вот, оплатил за 10 минут, а что я теперь два часа делать буду?» Так что УКО (удаленные каналы обслуживания) и ИПТ (информационно-платежные терминалы) хороши только немцу, а русскому постоять в очереди — одна приятность, да поругаться вволю на ОКР (операционно-кассовые работники), что медленно работают! Электронная очередь для нашего народа — зло: как хорошо было дышать в спину в старые добрые времена!»

Второй фактор — внутренний: «Противоречие налицо: с одной стороны, ОКР страдают от нагрузки, ругают, даже ненавидят Сбер; с другой стороны, выстраивают к себе очередь, зарабатывая операции и боясь сокращения штата». Работники Сбербанка прекрасно понимают: «Исчезнут очереди — как следствие, исчезнут ОКР, исчезнут управления по качеству обслуживания… цепочка длинная». В частности, поэтому ОКР не спешат информировать клиентов об альтернативных каналах обслуживания: «Будем дятлами стучать по клавишам, делая ошибки, налетая на деньги, и доблестно молчать, как партизан на допросе, о других возможностях для клиентов».

Вот микроэкономика этого молчаливого сопротивления: «В Сбербанке штат рассчитывается исходя из количества операций на работающую штатную единицу. Когда мы клиентов переводим на УКО, открываем карты — становится меньше очередей, освобождается время для более качественной работы с клиентами, но и уменьшается количество операций, что приводит к пересмотру штатной численности. Получается, что мы сами роем себе яму. А как же письма Грефа, в которых говорится, что нужно направлять высвободившееся время для более качественной работы с клиентами и снижения очередей, а то, получается, народ сократят — и опять очереди до улицы?»

Электронные очереди не спасают: «Отработала 8 лет с живой очередью и с 1 июня перевелась в филиал, где электронная очередь. Для контролера это рай! Я нарадоваться не могу, успеваю все доделать, забандеролить, подтвердить. В конце концов, дух перевести и мысли настроить на следующего клиента. А то, что электронная очередь работает медленнее, — это точно, и, больше вам скажу, я теперь гораздо меньше клиентов обслуживаю. И не жалко. Ведь за количество не платят».

Одновременно с борьбой против очередей поставлена и другая задача — сокращение численности персонала: «Был и у меня один «товарищ» по прозвищу Сократ, но только это был не философ, а кадровик — любитель сокращать штат сотрудников. В итоге им — премия за экономию фонда заработной платы, а всем остальным — геморрой и длинные очереди в допофисах».

Очереди для российского социального банка столь же неизбежны, как и давка в часы пик в московском метро или пробки на московских дорогах. По крайней мере, в ближайшие годы при существующем уровне банковских технологий проблему очередей нельзя решить, не отобрав у банка социальную функцию. Хотя один из участников дискуссии и предложил весьма радикальный метод решения этой проблемы: «Автомат бы мне, я бы с очередями разобрался как-нибудь».

Проблема очередей является системной. Чем система больше и сложнее, тем сильнее она сопротивляется изменениям. В комплексе проблем Сбербанка, связанных с его родовой травмой — социальной направленностью, находятся и принадлежность его государству, сопряженная с конфликтом интересов, а также монопольное положение банка на ряде ключевых рынков. Аналогичная причина низкого качества услуг и у других «реликтов социализма» — метро и электрички, почты и народного здравоохранения.

Поэтому и решать проблему надо системно. Первый шаг — приватизация Сбербанка. Пока речь идет только о продаже Банком России 10,3% обыкновенных акций Сбербанка. Контроль (50% + 1 обыкновенная акция) на ближайшие годы сохранится у ЦБ. Сроки более решительной приватизации — в тумане.

Государству невыгодно избавляться от Сбербанка, который является крупнейшим инвестором в низкодоходный госдолг. Так, на 1 октября банк держал долговые обязательства РФ, субъектов РФ и местного самоуправления на сумму 905,8 млрд рублей. После приватизации Сбербанк может отказаться от столь масштабного финансирования расходов бюджета. Пока государство не утратит контроль над Сбербанком, ожидать существенных качественных изменений в деятельности банка не приходится.

Второй шаг — устранение монопольного положения Сбербанка, противоречащего духу антимонопольного законодательства. Только когда Сбербанк на равных станет конкурировать с другими банками, возникнут реальные стимулы для улучшения качества его сервиса.

Технологические реформы станут эффективными только после реализации институциональных реформ. Тем не менее готов предложить техническое решение, которое смягчит проблему очередей: карта очередей Сбербанка (наподобие карты пробок) поможет компьютерно грамотным клиентам выбирать отделения с наименьшей загрузкой и окажет дисциплинирующее воздействие на работников Сбербанка.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме