Новость о том, что правительство наняло инвестбанк Goldman Sachs улучшать инвестиционный имидж России, идеальна в своем абсурдистском безумии. Для тех, кто далек от мира больших денег, пожалуй, стоит немного прояснить ситуацию. Приглашать «голдманов» для улучшения инвестимиджа — это все равно что нанимать бостонских католических священников для придания солидности борьбе с педофилией. Или консультироваться у академика Петрика по вопросам повышения количества получаемых россиянами Нобелевских премий. Это настолько абсурдно, что даже не очень смешно, ибо смешные анекдоты должны быть все-таки хоть
Goldman Sachs — одна из самых ненавидимых в мире организаций. По сравнению с «голдманами» меркнет негативная «слава» американского госдепа, РПЦ и израильской армии вместе взятых. Чтобы понять масштаб проблемы, представьте, что Почта России работает (ну по крайней мере они сами думают, что работают, а не занимаются
И вот эти милые ребята будут работать над имиджем России в инвестиционном сообществе. Рассказывать маппетам (презрительное название клиентов, принятое в банке) о преимуществах инвестирования в Россию, готовить встречи российских чиновников с зарубежными инвесторами, устраивать презентации российских проектов и компаний. Такого просто не может быть в мире, сохранившем хотя бы остатки здравого смысла.
С другой стороны, все логично. Правда, дело не в имидже. Российское руководство, стремящееся к статусу всемирного абсолютного зла в области политики (осталось обойти только Иран), нашло достойного партнера, твердо удерживающего звание такого же абсолютного зла, только в области экономики. Два одиночества наконец-то встретились, и дело вовсе не в деньгах, которыми будет непосредственно оплачена работа банка. Полмиллиона долларов за три года для Goldman Sachs, который тратит только на зарплаты 13 млрд долларов в год, — сущий пустяк, простая формальность, компенсация расходов на кофе и бумагу. Но наработанный за это время опыт сотрудничества и налаженные личные связи между самым циничным банком и самым циничным государством помогут новым партнерам проворачивать намного более масштабные и прибыльные операции. А вопрос с имиджем — это такой тонкий юмор. Как уголовный жаргон президента или запрет электронных сигарет в рамках борьбы с курением. Смесь Кафки с Ионеско, только в реальности.
В истории есть показательный пример сотрудничества Goldman Sachs с государством. Именно этот банк помог «упаковать» греческий дефицит и долги особым образом и изменить экономические показатели страны так, чтобы она смогла вступить в зону евро. Консультанты сработали качественно: Греция получила все преимущества от использования единой валюты, скрыв огромные бюджетные проблемы, а после того, как они всплыли, заставила другие европейские страны и частных инвесторов оплачивать свое спасение. Правда, население Греции не очень радо всем этим событиям, но кто его спрашивал… Маппеты — они и есть маппеты.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции