В моей хронике на Facebook* появилось замечательное, на мой вкус, сообщение с более чем сотней репостов. Привожу его фабулу целиком, за вычетом некоторых идиоматических выражений русского языка, за которые с недавних пор СМИ у нас штрафуют по закону:
«Дорогие @Sberbank @bankdruzey @SberbankRussia и лично уважаемый @Герман Греф (если это Вы)! Спасибо, что вы открыли мне карту Visa Gold! Нет, правда. Из этого я могу сделать вывод, что я достаточно ценен вам как клиент, ну и вообще вы признали таким образом, что я не нищеброд какой-то, а это всегда приятно. Но зачем же вы меня так расстраиваете? Сегодня я получил новую карточку взамен истекшей и что я на ней увидел? Зайчика с бантиком! Зайчика (далее нецензурно. — Прим. авт.) с ушками и голубым бантиком! На золотой кредитке, которая, вроде как, должна показать продавцу, что я не лох позорный, а уважаемый и обеспеченный человек». Далее прилагается фото вышеупомянутой карты.
Скажу больше. Зайчик с ушками — не только с голубым бантиком, скорее, даже с галстуком-бабочкой, но и сам не характерного для этих животных голубого цвета (
Интереснее другое: почему человек, у которого на Visa Gold, выпущенной самым крупным и популярным банком страны, размещен голубой зайчик, искренне полагает, что его с таким дизайном карты продавцы примут за «лоха позорного». По мере развития человечества любые навороченные и уникальные гаджеты становятся предметами общего пользования. Банковские карты даже в России, по части эквайринга сильно отстающей от ведущих мировых держав, уже не являются признаком какого-то особенно статуса человека, который расплачивается в магазине, бутике или супермаркете не обычным «налом». Или обладатель карты думает, что продавцы посчитают эту карту с Зайкой подделкой? Мол, предъявитель сам выгравировал зайчика в домашних условиях из любви к искусству.
Опять же, что должно быть изображено на карте, чтобы наш «лох позорный» почувствовал себя «уважаемым и обеспеченным человеком»? «Майбах», Нью-Йоркская фондовая биржа, зайчик с лицом Уоррена Баффета в деловом костюме от Армани? Задача продавца — спокойно провести трансакцию, убедившись, что карта подлинная и на ней есть деньги. Задача покупателя — расписаться на кассовом документе.
Любые понты — а дизайн золотой карты с Зайкой ее обладатель, обессмертивший свои душевные переживания через модную социальную сеть товарища Цукерберга, явно счел именно «беспонтовым», опускающим его в глазах внешнего мира, — свидетельство глубокой закомплексованности человека. От карточки только и требуется, чтобы ее безропотно принимали соответствующие банкоматы, чтобы ею можно было спокойно расплачиваться за товары и услуги. «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Золотая карта — не свидетельство того, что ее владелец «золотой» и уважаемый человек. Это не удостоверение личности.
Ну и, конечно, наша история о том, что индивидуальный дизайн карт должен предлагаться как услуга каждым уважающим себя банком. Не понравился клиенту серийный олимпийский Зайка — закажет себе уникальный дизайн с каким-нибудь крутым Тигром за отдельную плату. Чтобы все видели: обладатель карты — настоящий зверь.
В общем, для психологов, социологов и маркетологов явно есть богатый материал для исследований. Кто сказал, что это несерьезная тема — исследование про заек на банковских картах? Узнаем много интересного о себе и своих соотечественниках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ