Отвечают ли банки за промахи клиентов?

Дата публикации: 10.01.2014 07:00
6 507
Время прочтения: 4 минуты

В пред- и посленовогодние дни нескольким тысячам россиян, желавших отдохнуть на «каникулах» за границей, было не до праздничного настроения. Их авиабилеты оказались аннулированы, вылеты отменены, а деньги — как за сами билеты, так и за заранее заказанные отели и развлечения — похоже, пропали. Несчастье случилось с клиентами онлайн-сервиса по покупке билетов Eviterra: эта компания то ли не заплатила партнеру-оптовику, через которого оформляла билеты, то ли собиралась не заплатить, а он загодя начал ответные действия. Сейчас в этом разбираются сами компании, их адвокаты, а также Следственный комитет РФ, успевший даже открыть уголовное дело.

Я краем глаза слежу за этой историей: с одной стороны, в ней задействованы некоторые знакомые, с другой — для экономиста она сама по себе интересна из-за того, что происходящее затрагивает новый, только что формирующийся и пока свободный от жесткого регулирования рынок. Во многом от исхода скандала с Eviterra зависит дальнейшее развитие всей отрасли интернет-торговли авиабилетами, турами и прочими услугами, оплата за которые вносится сейчас, а оказываются они в будущем.

Однако особое внимание привлек один небольшой сюжет в рамках этой драмы. Существенная часть покупок в Интернете, в том числе и авиабилетов, совершается удаленно — с помощью пластиковых карт, а значит, через банки. Казалось бы, банки тут играют совсем небольшую и чисто техническую роль: им необходимо лишь перечислить деньги со счета клиента на счет продавца. Но неожиданно оказалось, что эту простую и очевидную функцию можно использовать для «перевода стрелок» в конфликте между розничным и оптовым продавцами (к чему, по большому счету, сводится вся история с Eviterra).

Сначала откуда-то появилась информация, что деньги за билеты можно получить в Промсвязьбанке, который до конца прошлого года обслуживал платежи Eviterra. Естественно, это было чистейшей уткой, но часть клиентов поверили и переключили внимание с компании на банк. Тому даже пришлось выпустить специальный пресс-релиз с опровержением странной информации.

Позже в многочисленных обсуждениях ситуации всплыла тема чарджбэка — то есть возврата банками денег клиентам за не оказанную компанией услугу. Сначала идея высказывалась посторонними людьми, потом она появилась в официальном комментарии адвоката Eviterra Ильи Новикова на сайте roem.ru. Илья предложил клиентам компании после 9 января делать чарджбэк, при этом подтвердил, что у компании пока есть средства на возврат денег за билеты. Это заявление «сломало мозг» людям, разбирающимся в банковской деятельности: процедура чарджбэка не зависит от наличия денег у компании, не оказавшей услугу. Клиент просто сообщает в банк, что услуга не оказана, и требует вернуть деньги на счет, а уже банк потом сам будет разбираться с продавцом и прочими сторонами.

Получается, что адвокат Новиков, с одной стороны, защитил своего клиента и сделал ему положительный пиар, сообщив, что у компании есть и деньги, и желание раздать их пострадавшим, а с другой — направил пострадавших совсем по другому адресу — в банки. Немного позже в комментариях к своему тексту и в Facebook* адвокат признал, что «перепутал» термины «чарджбэк» и «рефанд», то есть добровольный возврат денег продавцом покупателю. Этот возврат делается без обращения покупателя в банк: продавец просто перечисляет принятые от клиента деньги обратно на счет, с которого они пришли. Тем не менее определенный эффект заявление Ильи Новикова и рассуждения других авторов о чарджбэке произвели: люди начали обращаться в свои ничего не подозревающие банки, требуя вернуть деньги.

Уточню: чарджбэк — легальная процедура, предусмотренная правилами работы карточных систем и банков. Предложить им воспользоваться — хороший совет с точки зрения клиентов. Но когда сама «наворотившая дел» компания, говоря о готовности понести ответственность за свои действия, тут же подставляет под вал выплат не себя, а банки, это выглядит, мягко говоря, не очень красиво. Хочешь платить — говори по-русски, мол, приходите, все верну. Подставляешь банки — не строй из себя «ответственный бизнес».

Не знаю, был ли какой-то умысел в действиях «советчиков», рекомендовавших обращаться в Промсвязьбанк, а также Ильи Новикова, или это просто незнание терминов (что для адвоката, участвующего в чисто финансовом разбирательстве, очень странно), но случай, как мне кажется, получился весьма показательным. По крайней мере часть внимания возмущенных клиентов рухнувшей компании была эффективно переведена на «третью сторону», в реальности никак не задействованную в истории, то есть на банки. И люди поверили, что именно банки несут ответственность за действия то ли клиентов, то ли продавцов, то ли вообще оптовиков, с которыми клиенты напрямую никаких дел не имеют, то ли их всех сразу. Банки в данном случае оказались жертвами то ли слухов и некомпетентности, то ли сознательного антикризисного пиара.

Эта готовность людей верить, что банки отвечают за проблемы своих клиентов, меня несколько напрягает. В данном случае пиар-атака на банки получилась не очень болезненной для них: сказались и относительно небольшое число пострадавших, и длинные выходные, не позволившие людям сразу же броситься в отделения за потерянными деньгами, и быстрый ответ ПСБ. Но, случайно или намеренно, тестирование «перевода стрелок» на банки проведено. Значит, в следующий раз его уже точно будут использовать сознательно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

NMichel
10.01.2014 08:22
Эта готовность людей верить, что банки отвечают за проблемы своих клиентов, меня несколько напрягает.

Ну, положим, за часть проблем клиентов банки вполне себе отвечают.
При этом, значительная часть этих уважаемых организаций ведёт себя так, как анекдотичные системные администраторы попавшие на стрельбище: "От нас пули вылетают, а остальное - проблемы принимающей стороны". Так себя вести - неразумно. Разумнее не оперативно писАть пресс-релизы, а позволять собственным клиентам использовать чарджбэк. И что-то подсказывает мне, что промсвязевские клерки тупо не знают проводить эту операцию.

Теперь о возможностях чарджбэка узнала значительная часть населения и промсвязевским придётся поднять попу и разобраться в том, "что это за зверь".
0

eagle125
10.01.2014 08:25
Автор пишет: "люди поверили, что именно банки несут ответственность за действия то ли клиентов, то ли продавцов, то ли вообще оптовиков, с которыми клиенты напрямую никаких дел не имеют, то ли их всех сразу."

Я согласен с Вами, что такое настроение у клиентов напрягает.
Образно, винить свой кошелек за то, что не состоялась покупка - это уже слишком. Это от наивности, от непонимания механизма проплаты, от близорукости, от иждивенчества или от простого дебилизма? Несомненно, что такой инфантилизм поведенчески выгоден, НО АБСОЛЮТНО БЕСПЛОДНЫЙ. Банку не составляет труда доказать свое алиби. Просто надо пережить первичную негативную волну от клиента.
0

Gmaya
10.01.2014 09:39
Эта готовность людей верить, что банки отвечают за проблемы своих клиентов, меня несколько напрягает


А почему бы собственно и нет? Банк - это сильная структура с мощным политическим лобби и административными ресурсами, мы, как клиенты банка платим деньги за то, что отдаем свои деньги во временное пользование банку, он получает выгоду от наших покупок. Так почему бы банку не взять на себя роль представителя клиентов? При этом, доля каждого конкретного кредитора - физлица в конкурсной массе очень мала, а у банка есть средства и возможности существенно укрупнить эту долю.
0

100$*
10.01.2014 11:03
Gmaya пишет:
Эта готовность людей верить, что банки отвечают за проблемы своих клиентов, меня несколько напрягает
А почему бы собственно и нет? Банк - это сильная структура с мощным политическим лобби и административными ресурсами, мы, как клиенты банка платим деньги за то, что отдаем свои деньги во временное пользование банку, он получает выгоду от наших покупок. Так почему бы банку не взять на себя роль представителя клиентов? При этом, доля каждого конкретного кредитора - физлица в конкурсной массе очень мала, а у банка есть средства и возможности существенно укрупнить эту долю.

Почему бы нет? Банки обязаны осуществять операции по счету клиента по его заявлению. Получается, что клиент обязывает банк произвести платеж, а потом хочет вернуть с него свои деньги за произведенную операцию дяде-Васе? Если банки должны быть представителями клиентов и нести с ним обоюдные риски, то тогда нужно поменять законы, чтобы банки имели право не осуществлять переводы и платежы, если по его мнению есть риск потерять деньги, тогда большинство операций через интернет будут отклонены, а в случае любого косяка банка по не исполнению перевода или платежа, он может с легкостью сказать - нам этот перевод показался рискованным...
0

mary220
10.01.2014 11:05
NMichel пишет:
Уточню: чарджбэк — легальная процедура, предусмотренная правилами работы карточных систем и банков.

NMichel пишет:
И люди поверили, что именно банки несут ответственность за действия то ли клиентов, то ли продавцов, то ли вообще оптовиков,


Что-то автор сам себе противоречит: то он говорит, что чарж-бэк - это легальная процедура. А затем заявляет, что люди поверили во что-то несуществующее.
Раз процедура легальная - бери и пользуйся! И заметьте, изобретена она была не просто так, задумайтесь ......Значит какой-то смысл в ней все-таки есть. А смысл как раз очень прост: банк действительно готов взять на себя часть рисков, когда виновная сторона почему-то этого не делает.
У меня статья вызывает странное впечатление: автор всячески отговаривает клиентов обращаться в банки ( за чаржбэком), хотя эта процедура именно для таким случаев и создана!
0

Обучение

Материалы по теме