На прошлой неделе международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта банка ВТБ и шести его «дочек» на одну ступень — с «ВВВ» до «ВВВ-». Аналитики агентства объяснили свое решение тем, что, по их мнению, банк уступает в своей значимости для государства таким институтам, как Сбербанк или ВЭБ, что с учетом запланированной приватизации части госпакета до уровня менее 50% и уже оказанной значительной помощи говорит о потенциальном ослаблении уровня его поддержки.
Банк ответил весьма резко, подчеркнув в официальном пресс-релизе то, что ВТБ «не поддерживает контрактных отношений с Fitch Ratings, а агентство не имеет доступа к непубличной информации», раскрываемой ВТБ другим рейтинговым агентствам. «Мы считаем, что у аналитиков Fitch Ratings не хватает квалификации и ресурсов для грамотной интерпретации получаемых данных, — сказано в релизе, — и что российский офис агентства нацелен, прежде всего, на PR-акции и сенсационную подачу материала, а не на взвешенный и беспристрастный анализ для профессионалов фондового рынка».
Очень смешная пикировка, особенно для российских инвесторов, у которых нет никаких иллюзий относительно возможности выбора для российского правительства, поддерживать ему ВТБ в случае необходимости или нет. Отмечу, что агентство, сперва ошибочно указавшее, что рейтинг был «запрошен эмитентом», вскоре исправилось и сообщило, что он предоставляется как «услуга инвесторам».
Действительно, контрактные отношения между банком и Fitch Ratings прекратились еще в 2012 году, после того как агентство сообщило о теоретически возможном понижении рейтинга ВТБ, если доля государства в банке упадет ниже 50%. Сегодня государство так же далеко от расставания с контрольным пакетом, как два года назад, однако в Fitch, видимо, решили сыграть на опережение.
Можно ли в этой ситуации ставить однозначный минус агентству? Наверное, оно вправе оценивать кого угодно на основе открытой информации. Но в условиях отечественной деловой практики этой информации оказывается недостаточно, чтобы дать единственно возможную и потому верную оценку эмитенту. Разброс вариантов слишком велик, чтобы исключить недобросовестность. С другой стороны, ссылка на то, что закрытые для широкой публики сведения о банке перевешивают значимость сотен страниц официальной отчетности, в глазах придирчивого инвестора говорит не в пользу эмитента (и вообще всей системы раскрытия информации). К чему тогда было добиваться этой якобы транспарентности и внедрять стандарты МСФО?
Здесь можно испытать определенную степень злорадства только в том смысле, что мы не только перенимаем лучшие западные практики, но и обогащаем эти практики своей «свежей» струей. В 2007 году похожая ситуация, когда агентство RusRating непрошенно поставило оценку банку «Русский Стандарт», привела к судебному разбирательству. Но тогда ссылка на то, что продукт никто не заказывал, не сработала — суд решил, что заведение вправе за свой счет «угостить» всех гостей своим мнением о некогда щедром клиенте. Назвать это шантажом язык не поворачивается. Помните эпизод из последней серии «17 мгновений весны», разговор в баре? «В любви я Эйнштейн!» — <…> «Иди, напиши пару формул». Вот она и написала. При всей симпатии к Штирлицу — не надо девушек бросать…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Согласен с автором, что для ВТБ лучше не игнорировать флагманов рейтинговой индустрии, тем более “хромыми” объяснениями. Так можно вообще без ориентиров в этом турбулентном мире остаться.
Хотя не все так просто и с рейтинговыми агентствами. Свежо в памяти, когда ВСЕ ТРИ – крупнейшие и наиавторитетнейшие рейтинговые компании S&P, Moody’s и Fitch поддерживали высший рейтинг АА двум супербанком - AIG и Lehman Brothers - до середины сентября 2008 г., т.е. за минуты до полного их банкротства, после которого последовал ГЛОБАЛЬНЫЙ финансовый кризис 2008 г.
Но “хромые” и непрофессиональные объяснения от ВТБ едва добавят доверия инвесторов к этому банку.
Скорее это характеризует самоувереный стиль работы этого банка и самого господина Костина, что только им доступна “святая истина” и все в мире должны верить ему и его ВТБ на слово, а НЕ ФАКТИЧЕСКИМ ДЕЛАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ, как они воспринимаются окружающим миром.
Тем более, в ВТБ забыли, что у сотни тысяч миноритариев, которых ВТБ уже “кинул” на миллиарды рублей со своим злосчастным IPO, не такая уж и короткая память. Потом, инвесторы помнят о бывших грубых ошибках, просчетах и промахах, совершенных ВТБ в его инвестициях, приведших к миллиардным потерям.
Зачем ему нести неокупаемые затраты?
Написано же "услуга инвесторам" - значит кем-то оплачена
Это как бы информационный или новостной сервис - если герой репортажа платит за публикацию, то полученная картинка будет далекой от реальной.
Значит, будет брать деньги с кого-то другого.
То есть Fitch-евская оценка проводилась не в инициативном порядке?
Тогда было бы небезынтересно узнать кто "оплатил эту девушку".