Оставим стандартные штампы, мол во всём виновата американская ипотека. Если попытаться взглянуть на мировую экономическую систему глобально, то станет понятно, что основной причиной текущей плачевной ситуации стало перепотребление, поддерживаемое невиданной за последние 80 лет масштабной кредитной экспансией.
Объем производства невозобновляемых «базовых» ресурсов, таких как энергоносители, металлы и продовольствие, ограничен физическими ресурсами планеты Земля, и их предложение слабо эластично к ценам. Поэтому быстро растущий мировой спрос при стагнирующем производстве вызвал взлет цен на эту группу товаров, что привело к усугублению перекосов мировой экономики.
Праздник перепотребления
Россия — обладатель этих самых «базовых» ресурсов — стала прямым бенефициаром мирового праздника потребления. Цены на углеводороды и черные металлы (что вместе составляет 80% российского экспорта) ежегодно росли. Это, в свою очередь, стимулировало приток финансового капитала в страну на фоне растущего кредитного качества российских компаний.
Совокупный приток денег составлял стабильные 20% ВВП ежегодно и был источником роста потребления.
Российский Центробанк, в свою очередь, был введен в заблуждение низким индексом потребительских цен, вызванным растущей долей дешевеющего благодаря укреплению рубля импорта в товарообороте. Рубль же укреплялся благодаря притоку иностранного капитала и росту стоимости сырьевых товаров на международном рынке, а не повышением производительности труда внутри страны.
Негативные реальные процентные ставки по рублевым кредитам запустили кредитный бум, и результаты не заставили себя ждать: экономику поразила эпидемия «пузырей».
Чем дальше, тем большая часть прироста внутреннего спроса удовлетворялась через рост импорта: свободные внутренние производственные мощности заканчивались, а пузыри мешали нормальному развитию внутреннего производства. Для «продолжения праздника» требовались те же 20% ВВП в год подпитки
Однако мировая экономика не выдержала. Высокая стоимость энергоресурсов вызвала всплеск инфляции в развитых странах, а попытка поднять ставки привела к концу кредитного бума и столкнула мировую экономику в рецессию, которая не даст ценам на сырьевые товары начать значимый рост раньше 2010 года.
Дестабилизация внешних условий уже привела Россию к рецессии, которая может продлиться не менее 6—9 месяцев.
Что делать?
Для стабилизации российской экономики нужно, в первую очередь, привести внутренний спрос в соответствие с нашими возможностями. Достичь этого можно двумя путями: за счет всех или за счет неэффективных. Первый путь — это девальвация рубля, второй — рост безработицы и снижение заработных плат.
Причем следует понимать, что хороших путей для российской экономики в настоящий момент не осталось, есть плохие и очень плохие. Понятно также, что пользоваться исключительно первым или вторым способом неразумно. Каждый из них по отдельности может убить систему кредитования: либо через высокую инфляцию, либо через просроченные кредиты (так как неэффективного у нас в экономике очень много). Поэтому наименее плохой вариант для России — это комбинация небольшой (не более 10—15% в год) девальвации и реальных положительных процентных ставок, которые сделают нерентабельными неэффективные бизнесы и повысят норму сбережений у населения.
Низкие ставки кредитования, доставшиеся российской экономике волей случая, привели к многочисленным перекосам в экономике. Если
Вспоминая теории длинных волн великого российского экономиста Кондратьева, можно сделать вывод, что следующий виток роста мировой экономики может произойти только благодаря каким-то глубинным новациям в процессе производства. Скорее всего эта новация будет иметь форму дешевого возобновляемого источника энергии. И если к этому времени российская экономика не будет более эффективной, более диверсифицированной, то нас ждет гораздо более сильный экономический кризис, более того — экономическая трагедия.