Длительное время мы старались не замечать очевидных сигналов предстоящих трудностей, убеждая друг друга, что «это не первый кризис», «прошли 90-е и это пройдем». Наблюдали рост портфелей корпоративных и потребительских кредитов, количества займов в отраслях и на домохозяйство, объемов просроченной задолженности. И ждали, что все обойдется.
Чудес не бывает, по крайней мере бесплатных, а платить не хотелось никому. И так тянулось достаточно долго… Наиболее гротескно, пожалуй, последние полтора года.
Сотни тысяч граждан брали очередную кредитку, чтобы рассчитаться по предыдущей. На дорогие потребительские кредиты покупали предметы «относительной роскоши», без которых можно было бы обойтись. Показательна истерия с i-устройствами, приобретаемыми с первого завоза в кредит людьми, которые не в состоянии их купить на собственные средства. Вспоминается яростное недовольство людей, которым банки отказывали в кредитах, объясняя свои решения потенциально неподъемной долговой нагрузкой заявителей.
Перед началом сокращений, когда владельцы бизнесов уже чувствовали охлаждение рынков, к ним приходили сотрудники и требовали повышения зарплат, ссылаясь на рост цен, угрожая покинуть компанию. Сегодня снова популярны шутки из серии «лучший бонус 2014 – наличие работы в 2015-м» и «наличие рабочего телефона круче последней модели мобильного».
Росло количество «халявы»:
– купонаторы продавали безумные скидки,
– десятки мессенджеров позволяли экономить на телекоммуникациях,
– ретейл агрессивничал рознично-оптовыми акциями невиданной щедрости,
– пираты распространяли карты доступа к телеканалам, сканированные книги,
– в Интернете можно было купить подделки дорогих часов, телефонов, сумок, одежды.
Предприятия из-за продвижения «халявы» недополучали выручку и бодро брали очередные кредиты, объясняя сами себе, что денежный поток наладится, а пока «несем маркетинговые издержки на раскрутку». Помню, слышал много обид: «Вы низко оцениваете мой бизнес / завод / здание / торговый центр». Но не помню, чтобы кто-нибудь прислушивался к советам финансистов о том, что следует «подумать об устойчивости бизнеса, который может не вынести стресс-теста».
Все больше и больше людей на вопрос «чем занимаешься?» отвечали: «дела делаю» или «вопросы решаю». Популярным стал девиз: «Деньги – ничто, имидж – все!».
В корпоративной жизни тоже наметились перекосы: резко подскочило количество совещаний и внешних встреч – постоянно заняты переговорные и корпоративный транспорт. В некоторых организациях ужесточились выплаты по системам мотивации, контроль трудового распорядка и соблюдение должностных инструкций.
Возросло количество постов в социальных сетях, поднялся градус обсуждения курсов валют и стоимости нефти. Рестораны и магазины начинают имитировать неработоспособность устройств приема платежных карт, возвращаясь к черному кешу. Граждане мечутся с мыслями об иностранной валюте между «покупать или продавать» и «сегодня или подождать».
Похоже, время нас ничему не научило. За текущее состояние экономики придется заплатить. Каждому. Пора избавится от навязчивой мысли «как бы мне заработать на курсе» и перейти к созданию дополнительной ценности собственным трудом. Мы и так слишком долго занимались спекуляцией на товарах и услугах производимых на внешних рынках. Недоплачивали, за все, что могли.
Вчера говорили, какие мы крутые специалисты – поднимите нам зарплату, или уйдем. А сегодня скулим по поводу того, что кругом сокращения, урезают зарплату, что платить по кредитам или выполнять иные обязательства мы не можем. Как-то непоследовательно.
Мало платят – увольняйся, ищи другую работу или работай на прежней в два раза усерднее, чтобы платили столько же. К чему рассуждать о стоимости нефти, которую большинство никогда в жизни не видело. Зачем брать очередной кредит, если есть купленные доллары «в заначке»? К чему разговоры о дороговизне парковок, если значительно быстрее ездить на метро?
Слышны бравые возгласы о том, что «кризис – время возможностей». Время возможностей – оно всегда. Для тех, кто знает, что делать. Ключевое слово – «делать», в контексте «создавать», «предпринимать», «созидать». Почему мы забыли, что такое работать на двух работах? А ведь по вечерам еще и учиться можно!
Пора понять, что цепочки создания ценности будут сокращаться. Многие бизнесы не смогут прокормить посредников. И если вы были «промежуточным звеном», следует как можно скорее переориентироваться, а не выжидать. Грядущие трудности будут иметь крайне затяжной характер.
Предпринимателям неразумно бегать по рынку в поисках денег, лучше ищите хороших консультантов, работающих на результат. Структурируйте и облегчайте свой бизнес: финансы, технологии, процессы, продукты, персонал. Займитесь переосмыслением сути того, что на самом деле приносит вам деньги сегодня и обеспечит их завтра. Не стремитесь сохранить клиентскую базу и продуктовую линейку в полном объеме – как можно скорее откажитесь от спорных элементов в пользу длительного выживания.
Физическим лицам советовал бы смириться с неизбежностью финансовых потерь. Не важно, какое у вас благосостояние, – «налог на кризис», скорее всего, никого не обойдет стороной. Заплатить придется тем или иным образом. Не фокусируйтесь на этом и не рефлексируйте. Уже поздно. Зато сейчас самое время подумать, что правильным будет завтра. Будущее еще можно изменить.
Теперь у каждого есть выбор – написать гневный комментарий под заметкой и выпустить «пар в свисток» или всерьез задуматься над тем, как же использовать сложные времена во благо себе, семье и обществу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Жестко, но справедливо!
Если раньше соотношение рублёвых депозитов к валютным было 4:1,
то после рассуждений о пользе обесценивания рубля
как минимум не вдохновляют рассуждения о пользе повышения интенсивности работы за меньшую зарплату.
А зачем?
вот например то что "в Интернете можно было купить подделки дорогих часов, телефонов, сумок, одежды." отнимает прибыль производителей. Ага, покупатель поддельного айфона что, купил бы айфон? Нет. Тот кому реально нужен айфон купит настоящий. Тот кому нужны понты - купить настоящий, тот кому нужны понты задешево - купит подделку и это относится ко всему ряду подделок. Так что ничего это подделки не отнимают.
"десятки мессенджеров позволяли экономить на телекоммуникациях," И что? А СМС и email позволяют эклномить на телеграммах. Это называется каннибализация рынка, когда нвоое поколение убивает старые технологии и отнимает их ниши. Новые мессенджеры дешевле, быстре и эффективнее старых средств, так радоваться надо, эволюция на лицо. Или вы предпочитаете стоять в очереди на телеграфе?
"пираты распространяли карты доступа к телеканалам, сканированные книги," Ну тоже спорно. Пиратские книги процветают потому что бумажные дороги, неудобны и малодоступны. Дороги они из-за налогов и кучи постредников, малодоступны потому что магазин сам решает что ему завозить. А почта - это извините, долго.
"купонаторы продавали безумные скидки," - вот с этим я соглашусь, хотя и отмечу что на закате эта тема выродилась почти целиком - по купонам шли либо дутые скидки (умножь цену вдвое, подлеи надвое), либо дропшип китайского барахла либо презрительное отношение персонала.
"ретейл агрессивничал рознично-оптовыми акциями невиданной щедрости," Так конкуренция же, не?
Вообще статья хорошая, но проглядываются некий намек в духе "вот если бы мы все платили за все в 10 раз больше было бы хорошо". Ну при монополизме все платят 10х цены и что? Всем хорошо или только некоторым?
В общем это посыл в стиле "вы сами во всем виноваты независимо от того что вы делали"
П.С. А что надо пахать я согласен. Но просить стахановски перевыполнять план из-за того что кто-то сначала делает а потом думает - это тоже лукавство.
Рыба гниет С ГОЛОВЫ, господин хороший. Нехрен бить себя в грудь и показывать пальцем на других, коли сами в ##### с ног до головы. Вы сами палец о палец не ударили, чтобы что то изменить. Попивая кофеек на склоне Альпийских гор.