19 марта министр финансов Антон Силуанов заявил, что «пик негатива пройден». Негативная динамика, сложившаяся в банковском секторе, позволяет усомниться в правомерности этого заявления.
В условиях кризиса свежая отчетность банковского сектора неоценима, ведь она публикуется ежемесячно через две-три недели после отчетной даты. Тогда как финансовая отчетность предприятий других секторов экономики публикуется в лучшем случае ежеквартально и с существенно большей задержкой. Банковский сектор агрегирует, вбирает в себя негативные процессы, происходящие в экономике, в первую очередь в форме роста «плохих» долгов. Поэтому динамика банковского сектора позволяет оперативно делать выводы о динамике экономики в быстро меняющихся условиях кризиса.
А динамика банковского сектора в феврале выглядит удручающе: активы за месяц снизились на 5,4%; корпоративный кредитный портфель сократился на 4,7%, розничный – на 1,5%; средства, привлеченные от организаций, – на 6,8%. Вклады уменьшились на 1,3%, но тут основную роль сыграло рекордное укрепление рубля: доллар за февраль обесценился относительно рубля на 11,1%, евро – на 12,1%. И корпоративный, и розничный рублевый кредитный портфель сократились на 1,1% каждый.
Но не будем столь уж безудержными пессимистами. Не все упало, кое-что и выросло: убытки и просрочка. Убыток банковского сектора вырос за месяц с 23,6 млрд до 35,8 млрд рублей. Просрочка в розничном кредитном портфеле увеличилась на 3,5%, в корпоративном – на 0,4%.
Содержащий эту информацию свежий «Экспресс-выпуск обзора банковского сектора Российской Федерации» выглядит как подрывная брошюра, цинично порочащая светлую сакрально-суверенную действительность. Роскомнадзору следует запретить публикации, иллюстрирующие самоубийство российской экономики.
Падение активов на 5,4% – рекорд, даже в кризис 2008–2009 годов активы сокращались за месяц самое большее на 2,1%. Негативные процессы, развивающиеся в банковском секторе, подтверждают предположение о том, что нынешний кризис более разрушителен для российской экономики, чем предыдущий.
Негативная динамика банковского сектора коррелирует с негативными тенденциями отечественной экономики, скатывающейся из стагнации в рецессию. По оценке ЦБ, в I квартале ВВП сократится на 0,7% в годовом исчислении. Отток инвестиций в основной капитал в феврале усилился и составил минус 6,5% в годовом сопоставлении против минус 6,3% в январе.
Почти треть кредитных организаций – 249 из 824 – на 1 марта оказались убыточными. Убыток преимущественно сконцентрирован в санируемых банках: 52,1 млрд рублей на 1 марта. Есть и другая группа, частично пересекающаяся с группой санируемых банков, которая также сконцентрировала убытки. Это госбанки. Их убыток на 1 марта составил 29,6 млрд рублей.
Помимо стремительного роста «плохих» долгов, важный источник убытков банковского сектора – депозиты, которые банки спешно набрали в декабре – январе под высокие ставки, вплоть до 25% годовых. Даже в условиях снижения напряженности на финансовом рынке такие банки не готовы кредитовать под более низкие ставки процента.
Несмотря на снижение ключевой ставки до 14%, ставки кредитов малым и средним предприятиям сложились на уровне 19–23% годовых при условии наличия надежного обеспечения (например, недвижимости). Этот уровень запретительно высок для инвестиций. По таким ставкам можно инвестировать разве что в оружие или наркотики.
Годовая инфляция достигла на 18 марта 16,7%. Стремительный рост цен снижает реальные доходы населения. Галопирующая инфляция и рост закредитованности населения способствуют снижению его платежеспособности, ухудшению платежной дисциплины и ускорению роста «плохих» долгов. Ожидаемый из-за рецессии рост безработицы может вызвать кризис розничного кредита или по крайней мере нанести еще более тяжелый удар по розничным банкам. На 1 февраля 2015 года они в числе лидеров банковского сектора по убыткам. ВТБ 24 занял шестое место по убыткам, Восточный Экспресс Банк – седьмое, Хоум Кредит Банк – восьмое, «Русский Стандарт» – 15-е. Более того, в декабре 2014 года «Траст» отправился на санацию. По-прежнему в тяжелом положении находится розничный банк «Связной» – доля просрочки в его розничном кредитном портфеле достигла 40%. Разрушительные процессы развиваются и в «Русском Стандарте» – убыток банка на 1 февраля достиг 2 млрд рублей, просрочка в его розничном кредитном портфеле выросла до 24,2%, увеличившись за месяц на 27,4%.
Негативная динамика, сложившаяся в банковском секторе, позволяет усомниться в правомерности заявления министра финансов РФ Антона Силуанова от 19 марта: «Сейчас в целом мы считаем, что пик негатива пройден, и, наоборот, мы видим определенные моменты стабилизации». Более актуально звучат другие слова министра, произнесенные им в ноябре, – о том, что в ближайшее время россиянам придется «затянуть пояса» и научиться жить в новой экономической парадигме.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
О грядущих начиная с апреля проблемах у банков, нахватавших депозитов под несуразные проценты, я писал в теме по СБ Банку где-то в конце февраля, потому что уже тогда это было ясно ежу без всякой паленой отчетности. Об остальном содержании статьи судить трудно - циферки в отчетности могут быть нарисованы в любую сторону или вообще случайно. Навряд ли на нее кто-то всерьез ориентируется.
Да и свое мнение он назвал упаднически,
ему вторит уважаемый Греф, который, как тот буревестник, на www.bloomberg.com всему миру известил о надвигающемся девятом вале для Сбербанка!!!
Удручает то, что ни автор, ни Греф за «деревьями» (циферью) не называют «лес» фундаментальных проблем.
Еще больше сокрушает то, что правительство вместо того, чтобы «засучить рукава» и адресовать корни проблем поддалось крупным банкам с госучастием (которые сами попали в «горячую воду» и занялось пересмотром принципов системы страхования вкладов по итогам совещания с премьером Дмитрий Медведев, чтобы вкладчики несли свою часть ответственности за выбор банка, на депозитах которого размещают свои деньги. Правительство и премьер намерены наложить «заплату» на и без того ветхое одеяльце российского бизнеса.
В начале апреля выйдет новая статистика, которая возможно откроет многим глаза.
Политическая и экономическая слепота лечится только временем.
Да, все верно.
Судя по всему, выбрана стратегия удержания неких ключевых показателей (уровня рубля, ключевой ставки, ставки по кредитам) за счет всех остальных. Кредитное стимулирования спроса это, конечно хорошо, но оно дает прибавку только если базовый уровень платежеспособного спроса существенно не меняется, если у граждан есть деньги и они просто выжидают момента, когда их выгоднее всего потратить. Если такие граждане еще в РФ и остались, то число их явно не растет, а даже наоборот сокращается. Собственно, мы можем прийти к ситуации, когда формально кредиты будут доступны, равно как и импорт (за счет курса национальной валюты), да вот только получить их и покупать импорт будет практически некому, ибо накопления уже будут потрачены, а в новой экономической реальности, все текущие доходы будут уходить на оплату расходов.
Без роста, без формирования накоплений колесо внутреннего платежеспособного спроса не провернуть.
Перераспределением доходов от одних к другим эту проблему не решить.