Ожирение нормативов

Дата публикации: 06.05.2015 00:00
12 656
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

Рекордно высокие значения нормативов достаточности капитала, а также мгновенной и текущей ликвидности могут означать, что банк работает неэффективно. Или занимается криминальной деятельностью.

Какие показатели наиболее важны с точки зрения надежности и устойчивости банков? Нормативы достаточности капитала, а также мгновенной и текущей ликвидности. Если они ниже пороговых значений, установленных регулятором, то банк может лишиться лицензии или отправиться на санацию. Если они длительное время находятся в «зоне риска», вблизи порога, велика вероятность нарушения нормативов. Эта вероятность возрастает в случае каких-либо шоков, в первую очередь кризисов.

Например, у банка «Траст» длительное время норматив достаточности базового капитала Н1.1 был ниже триггера 5,5%, а норматив достаточности капитала Н1.0 находился в зоне риска 10–11%. Этот банк отправился на санацию 22 декабря прошлого года, через неделю после начала валютного кризиса, не устояв под натиском набега вкладчиков.

Противоположный случай – когда эти нормативы чрезмерно большие, как правило, не привлекает внимания. А зря, ведь такое «ожирение нормативов» также указывает на проблемы банка. Что значит «чрезмерно большие»? Банк лидирует в рэнкинге по соответствующим нормативам. Постепенно в обиход входят антирэнкинги нормативов достаточности капитала, а также мгновенной и текущей ликвидности. Но обращать внимание надо не только на лидеров антирэнкинга по этим нормативам, но и на лидеров рэнкинга.

Эти нормативы подобны температуре или давлению у человека: слишком низкие столь же плохи, как и слишком высокие. Существенные отклонения параметров от средних значений в любом случае должны вызывать озабоченность.

О чем говорит слишком низкое значение норматива достаточности капитала? О недостатке капитала. Капитал – это «подушка безопасности» бизнеса, он предназначен для «поглощения» непредвиденных рисков, тогда как для «поглощения» ожидаемых рисков предназначены резервы на возможные потери.

Слишком высокое значение норматива достаточности капитала свидетельствует об избытке капитала: банк может привлечь обязательства и разместить привлеченные средства в рисковые активы – взять на себя дополнительный риск. Но почему-то не делает этого, отказываясь от заработка. А без риска нет прибыли. Недаром же Марк Цукерберг сказал: «Самый большой риск – боязнь рисковать, которая приводит к упущенным возможностям».

Наличие «бездельничающих» запасов капитала – признак того, что банк работает неэффективно. Или занимается криминальной деятельностью. Для отмыва не требуется слишком много активов. Зачем брать на себя риск потери активов банку, который более других подвержен риску отзыва лицензии? Ведь даже высокая «крыша» не спасает криминальные банки, как показал пример Мастер-Банка.

Немудрено, что у криминальных банков из Дагестана норматив достаточности капитала был выше Кавказских гор. Да и сейчас дагестанские банки в числе лидеров по нормативу Н1.0: на 1 апреля из топ-10 банков по этому показателю три – дагестанские, из топ-20 – пять. Притом что в Дагестане после зачистки осталось всего десять кредитных организаций.

Что означает слишком низкое значение нормативов мгновенной и текущей ликвидности? У банка слишком мало ликвидности по сравнению с обязательствами соответствующей срочности. Банк не обеспечил безопасный уровень ликвидности. Если кредиторы банка потребуют причитающиеся им средства, у банка не хватит денег для расчета с ними.

Слишком высокое значение норматива мгновенной ликвидности означает, что у банка слишком много неработающих активов, например денег в кассе или на корсчете. Это опять-таки может свидетельствовать или о том, что банк работает неэффективно, «бездельничает», или о том, что банк вовлечен в криминальную деятельность – в отмыв. Если слишком много денег в кассе – в обналичивание. Этим опять-таки баловались дагестанские банки. Вспомним, как дагестанцы через Внуково возили баулами наличные. Если избыток средств на корсчете да плюс если наличествует большой оборот по корсчету, можно предположить возможность транзита.

Дагестанские банки – в числе лидеров рэнкинга по нормативу Н2: на 1 апреля из топ-5 банков по этому показателю два – дагестанские.

Также чрезмерно высокое значение обсуждаемых нормативов может говорить о том, что банк сворачивает свою деятельность.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Liberty222
06.05.2015 09:02
Спасибо за интересную статью! Надо такого умного человека ка Вы Максим поставить главой ЦБ,тогда бы ЦБ России- называли ЦБ России,а не филиал ФРС США.Удачи Вам и хорошего настроения!!!
4

Mik_Pit
06.05.2015 09:24
Интересно почему при наличии стольких контролируемых показателей в банке при крахе нет денег для вкладчиков? Неспроста.
А для обычного гражданина есть один единственный интегральный показатель надежности это лицензия ЦБ со страховкой от АСВ.
6

SoloWand
06.05.2015 09:28
А когда Н1 низкое а Н2 высокое - о чём это говорит? Банк привлёк средства, но не знает, куда их разместить? И держит налом, чтобы вернуть тем, кто успеет? Пирамида?
1

yaffil
06.05.2015 09:38
Почему вкладчик то должен опять всё контролировать? У нас есть ЦБ если кто не заметил. ЦБ все устраивает по таким показателям.
Вкладчика должны интересовать только 3 показателя:
1. Лицензия банка
2. Вхождение его в АСВ
3. %% по вкладу

Всё. Остальное должен делать ЦБ!
16

NMichel
06.05.2015 09:40
для «поглощения» ожидаемых рисков предназначены резервы на возможные потери
, которые, по сути также создаются за счёт капитала, однако в толковом банке компенсируются за счёт включения в стоимость продуктов (что так не нравится местной публике).

Наличие «бездельничающих» запасов капитала – признак того, что банк работает неэффективно

О как! Без вариантов? А вот швейцарский UBS (тот, который по версии Euromoney признан лучшим швейцарским банком 2014 года, а также лучшим глобальным банком) наращивает себе норматив достаточности и не жужжит. За 2014 данные не нашел, а вот за 2013 добавил целых четыре процента. Это плохо? Когда-то этот банк ставил задачу к 2015 году достичь 19% - практически в два раза больше базельских 10,5% и то 2019 года. По глупости? Или оттого, что его владельцы определённо не цукерберги, не чичваркины и не тарико?

... у банка слишком много неработающих активов, например денег в кассе или на корсчете. Это опять-таки может свидетельствовать или о том, что банк работает неэффективно, «бездельничает», или о том, что банк вовлечен в криминальную деятельность – в отмыв.

А ещё о том, что в отрасли ожидаются проблемы, а у банка толковые аналитики. И банк не будет гонять по всей стране самолёты с наличкой при набеге вкладчиков и не будет привлекать депозиты юриков под 23%
3

Обучение

Материалы по теме