Розничный кредит продолжает сокращаться, розничная просрочка – расти. Негативная динамика розничного кредита отражает рецессию и рост рисков в экономике.
Отчетность на 1 мая не принесла сюрпризов: розничный кредит продолжает сокращаться, розничная просрочка – расти. За апрель розничный кредитный портфель в рублях уменьшился на 0,7%, или на 75,3 млрд рублей, просроченная задолженность в этом портфеле выросла на 2,2%, или на 15,4 млрд рублей. Валютный кризис, начавшийся в декабре 2014 года, привел к стабильному сжатию розничного кредита.
Доля просроченной задолженности в этом сегменте невелика и на 1 мая составляла всего 6,9%, однако это обусловлено в значительной степени реструктуризацией, списанием и продажами «плохих» долгов.
Рисунок 1. Изменение за месяц размера розничного кредитного портфеля в рублях
Рисунок 2. Изменение за месяц просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле в рублях
Я отдельно рассматриваю статистику по кредитному портфелю в рублевом и валютном сегментах, так как валютная переоценка может вести к изменению тенденций, ведь рубль продолжает скакать.
За апрель розничный кредитный портфель в иностранной валюте за вычетом валютной переоценки сократился на 3,4%, или на 0,2 млрд долларов, просроченная задолженность в этом портфеле выросла на 0,9%, или на 7,6 млн долларов. Доля просроченной задолженности в данном сегменте существенно выше, чем в рублевом, и на 1 мая достигла 16,9%. В валютном сегменте наибольший удар пришелся на ипотеку, тогда как рублевом сегменте – на необеспеченное кредитование, в первую очередь на кредитные карты и кредиты наличными денежными средствами.
Отчетность Сбербанка по МСФО за I квартал 2015 года еще нагляднее демонстрирует проблемы отрасли. Доля просроченных ссуд по кредитным картам и овердрафтам выросла с 14% на 31 декабря 2014 года до 16,8% на 31 марта 2015 года, по потребительским ссудам – с 9,2% до 11,8%, по автокредитованию – с 8,2% до 10,4%, по жилищному кредитованию физических лиц – с 4,4% до 4,9%. И это — у Сбербанка, который находится в привилегированном положении. Ведь он активно кредитует участников зарплатных проектов Сбербанка, что позволяет ему получать информацию о доходах заемщиков. Кроме того, у Сбербанка есть собственное бюро кредитных историй — Объединенное кредитное бюро, один из лидеров российского рынка кредитных историй. Оно обладает базой данных из почти 30 млн кредитных историй.
Хоум Кредит Банк пока не опубликовал отчетность по МСФО за I квартал 2015 года, но впечатляет и отчетность за 2014-й: на 31 декабря 2014 года доля кредитов, не приносящих дохода (то есть кредиты со сроком просрочки свыше 90 дней), составила по кредитам наличными денежными средствами 16,9%, по кредитным картам – 20,4%. И это при том, что банк активно продает «плохие» долги: за 2014 год были проданы кредиты, не приносящие дохода, на общую сумму, включая начисленные штрафы, 43,9 млрд рублей, за 2013 год – на сумму 9,3 млрд рублей. Отмечу, что эта статистика почти не охватывает нынешний кризис. Судя по свежей отчетности банка по РСБУ, ситуация в банке существенно ухудшилась. Убыток за четыре месяца 2015 года составил 7,5 млрд рублей. За I квартал 2015 года банк вынужден был сократить треть сотрудников.
Доля просроченной задолженности в кредитных портфелях у ряда банков очень высока: на 1 мая 2015 года она достигла 35,8% у Юниаструм Банка, 32,6% — у МТС-Банка, 28,4% — у «Русского Стандарта», 25,7% — у банка «Связной».
Активная интоксикация розничного кредитного портфеля ведет к убыткам. Как и по итогам I квартала 2015 года, розничные банки – в числе лидеров сектора по убыткам: по итогам четырех месяцев 2015 года среди топ-10 по убыткам – четыре розничных банка, среди топ-20 – шесть.
На рынке розничного кредита произошел фазовый переход: из-за резкого снижения реальных располагаемых доходов населения существенно вырос риск дефолта физлиц-заемщиков. Такой рост явно не был учтен в скоринговых моделях банков.
Осталось лишь несколько банков, продолжающих розничную экспансию. На первом месте — РН Банк (банк альянса автопроизводителей Renault-Nissan), который за апрель нарастил розничный кредитный портфель на 11,1%, или на 2,3 млрд рублей. На втором – Лето Банк («легкий» дочерний банк ВТБ 24), увеличивший портфель на 2,2%, или на 1,1 млрд рублей. На третьем – банк «Транспортный», увеличивший портфель на 37,3%, или на 1,1 млрд рублей. Лицензию у «Транспортного» отозвали с 20 мая.
В основном же розничные банки стремительно отступают. Лидер панического бегства – банк «Связной» за апрель сократил свой розничный кредитный портфель на 36,9%, или на 14,3 млрд рублей. Банк спешно распродает свой кредитный портфель. Оно и понятно – «Связной» давно и виртуозно балансирует между санацией и отзывом лицензии. Доходность его облигаций периодически зашкаливает за 1000% годовых. В апреле банк нарушал все три норматива достаточности капитала. В санаторы «Связному» прочат «Ренессанс Кредит», положение которого также отнюдь не безоблачно: его убыток за четыре месяца 2015 года составил 3,7 млрд рублей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
а те, кот. наращивают кредитные портфели идут на поводу у бизнес-планов), щас во второй половине года пойдут массовые реальные сокращения рабочих мест, в т.ч. чинуш, вот веселье то начнется).
Максим, там было больше 2000%, если память не изменяет было 2500%.
Я на облигациях связного сделал +65%... даже перекрыл дефолт по су-155 финанс