Возможность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД с целью последующего получения возмещения в рамках ОСАГО (европротокол) доступна российским автомобилистам с 2009 года. Законодатели всячески подстегивают автолюбителей к упрощенному способу оформления ДТП. В сентябре 2014 года ЦБ РФ утвердил минимальные требования к каско и ДСАГО, обязывающие страховщиков принимать европротокол в рамках добровольных видов страхования. А с 1 июля 2015 года вступают в силу изменения в правила дорожного движения, обязывающие водителей, попавших в ДТП, фактически выполнить половину действий, необходимых при оформлении европротокола.
С 1 июля 2015 года водитель, попавший в ДТП, в котором причинен вред только имуществу, обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортных средств (ТС) по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, а также следы и предметы, относящиеся к происшествию и повреждения ТС. Такая обязанность предписывается, если движению других транспортных средств создается препятствие, то есть фактически во всех случаях.
Если обстоятельства аварии и характер повреждений вызывают разногласия, участник ДТП обязан сообщить в полицию для получения информации о месте оформления происшествия. Таким местом по усмотрению сотрудника полиции может быть место ДТП, ближайший пост ДПС или подразделение полиции. Если сотрудник полиции сообщит, что ДТП будет оформляться не на месте, где оно произошло, участники должны оставить место происшествия, предварительно записав фамилии и адреса очевидцев, и направиться по указанному адресу.
Если обстоятельства ДТП и характер повреждений не вызывают разногласий, участники не обязаны сообщать в полицию. Они могут покинуть место ДТП, оформив документы с участием сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в отделении полиции. Участники также могут оформить ДТП без участия сотрудников полиции, если в происшествии участвовало не более двух транспортных средств (включая ТС с прицепами), или не оформлять ДТП вовсе.
За невыполнение указанных действий участник ДТП может быть привлечен к административной ответственности по статье 12.27 КоАП (штраф 1 000 рублей).
Если разногласий нет, стоит задуматься над экономией времени и попробовать оформить европротокол, избежав ненужных ошибок.
Первоначально необходимо убедиться, что такое оформление возможно в принципе и целесообразно. Для этого должны выполняться следующие условия:
– произошло столкновение двух ТС (прицепы не считаются отдельными ТС). Наличие столкновения (взаимодействия) – обязательный фактор, бесконтактные ДТП по упрощенной системе не оформляются;
– оба участника имеют действующий полис ОСАГО или «Зеленую карту». Водители, участвующие в ДТП, должны быть допущены к управлению (вписаны в полис, если он предполагает ограниченный список водителей);
– ущерб нанесен только этим ТС (никакое другое имущество не пострадало, вред жизни и здоровью не причинен);
– обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий у участников;
Размер ущерба, причиненного потерпевшему, составляет не более 50 тыс. рублей, а если один из договоров заключен до 2 августа 2014 года, то не более 25 тыс. рублей. Для страховых случаев, произошедших на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, указанные лимиты не применяются при условии, что оба договора заключены после 1 октября 2014 года, и при фиксации с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации, а также данных, зафиксированных с применением средств навигации. Для обсуждения этой возможности необходима отдельная тема. Требования к устройствам фиксации и порядок предоставления зафиксированной информации страховщику определены постановлением правительства от 1 октября 2014 года № 1002.
Сложнее всего оценить ущерб, причиненный автомобилю, ведь стоимость запасных частей и работ у различных марок может существенно отличаться, а при наружном осмотре часто не видно всего объема «бедствия». Для оформления европротокола принять такое решение в любом случае придется, но желательно проконсультироваться со специалистом, направив ему фотографии повреждений. Лимита 50 тыс. рублей в большинстве случаев вполне достаточно на устранение царапин и потертостей на пяти наружных элементах или замену и окраску одного элемента для автомобилей среднего и экономкласса. Важно помнить, что если потерпевший получил выплату в рамках европротокола, а сумма ущерба превысила установленный лимит выплаты, то он не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования в соответствии с пунктом 8 статьи 11.1 закона об ОСАГО.
Если все необходимые факторы совпали, а фотографии места ДТП и поврежденных ТС сделаны в рамках обязанностей, предусмотренных ПДД, можно приступать к заполнению европротокола (извещения о ДТП). Перед заполнением необходимо убедиться в действительности полисов ОСАГО участников. Это очень важно, так как, исходя из данных РСА, основная доля отказов связана с неподтверждением полиса. Такую возможность предоставляет сайт РСА, а доступ в Интернет есть у многих обладателей мобильных телефонов. Данные, отраженные на бланке ОСАГО, должны совпасть с данными с сайта РСА. Совет будет особенно актуален после введения с 1 июля 2015 года электронных бланков ОСАГО, так как оригинального полиса у участника ДТП может не быть, а данные можно проверить и по госномеру и VIN автомобиля. Также желательно сделать фотографии полиса ОСАГО, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации ТС второго участника.
Один бланк извещения о ДТП (европротокол) представляет собой два скрепленных самокопирующихся листа, которые выдаются при заключении договора всем страхователям ОСАГО. Третьим листом прикладывается инструкция. Заполняется один экземпляр бланков любого участника ДТП. О том, кто из участников заполняет сторону «А», а кто сторону «Б», участники договариваются между собой. Заполнять бланк желательно шариковой ручкой, чтобы копия получилась максимально четкой. Перед заполнением извещения о ДТП убедитесь, что стандартные «Обстоятельства ДТП» из пункта 16 извещения каждым участником трактуются одинаково.
Чтобы не попасть в достаточно большую группу потерпевших, получивших отказ в результате некорректно оформленного европротокола, необходимо тщательно заполнять бланк. Верхняя часть извещения (пункты 1–8) заполняется любым участником и не вызывает затруднений, пункты 9–12 вносятся с соответствующих документов каждым участником ДТП. В графе 14 «Характер и перечень видимых повреждений» необходимо указать все относящиеся к ДТП видимые повреждения, описав их с характеристиками «вмятина», «царапина», «потертость», деформация» и т. п. Перечень повреждений должен быть полным, поскольку при определении размера выплаты страховщик будет ориентироваться именно на него. В пункте 16 необходимо галочкой отметить одно или несколько обстоятельств, которые соответствуют вашему случаю, не забыв в нижней части указать количество отмеченных пунктов. Важно правильно соотнести обстоятельства с терминологией ПДД. В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней нужно обозначить контуры проезжей части с указанием названий улиц, направление движения, конечное положение ТС, а также дорожные знаки, светофоры, дорожную разметку и предметы, имеющие отношение к ДТП.
Лицевую сторону бланка необходимо заверить подписями каждого участника в двух местах (в пункте 18 и ниже пункта 15). Если необходимо внести исправления, они заверяются подписями обоих участников ДТП. После этого бланк разделяется, и каждый участник заполняет свою часть извещения, предварительно отметив, по какому ТС («А» или «Б») даются пояснения. Обстоятельства ДТП на обороте бланка обязательно должны совпадать с обстоятельствами на лицевой стороне, а бланк должен быть подписан заполнившим его участником.
Оба участника ДТП должны в течение пяти дней направить заполненные бланки каждый своему страховщику. Потерпевшему без предоставленного бланка не будет осуществлена выплата, а «виновнику» произведший выплату страховщик может предъявить регрессное требование в размере произведенной выплаты (пункт «ж» статьи 14 закона об ОСАГО). Аналогичное право возникает у страховщика, если «виновник» произвел ремонт или утилизировал ТС до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Наличие требований к «виновнику» при оформлении ДТП без сотрудников полиции выглядит достаточно обоснованно с точки зрения пресечения попыток мошенничества. Но, на мой взгляд, является дополнительным аргументом против оформления ДТП с помощью европротокола, так как усложняет порядок действий «виновной» стороны и влечет для нее дополнительные риски.
Комментарии
У людей просто нет доверия к институту ОСАГО. Если первые годы после его введения все радовались движению к цивилизации в урегулировании вопросов ущерба, то далее целенаправленные действия страховых компаний по занижению выплат, а позже и по формальным отказам по любому возможному поводу при методике урегулирования «без ГИБДД» ставят крест на быстром внедрении этого метода.
Если уж раньше приходилось судиться за сумму при наличии кучи более чем официальных документов, то сейчас без них и какого либо иного подтверждения (ибо страховые под предлогом подозрений в мошенничестве отказывают влёт) многие просто не будут рисковать, ибо речь уже идет не просто о сумме, а фактически об оспаривании самого факта возможности выплаты, в любом размере. Ставки для многих станут чрезмерно высоки.
Как говорилось в известном мультфильме: "Лучше день потерять, но потом за пять минут долететь".
Да, и кстати, мне никакого самокопирующегося бланка не выдавали при оформлении ОСАГО...
1. Правильно заполнить бланк. Многие уже разучились писать ручкой. Это факт. т.е. промахнуться клеткой, описаться и гудбай. При этом все на нервах. ДТП позитива не добавляет.
2. Оценить повреждения. Самому? я без понятия сколько стоит просто снять бампер, тем более отрихтовать и покрасить. крыло? мне мутный слесарь по мутной фотке со смартфона будет советы давать, без всякой ответственности. Тут самая засада.
3. фото и видеофиксация. Не у всех есть смартфон Обана, кто б мог подумать.
что снять, вид сверху, снизу, панорамное фото, селфи, что бы страховая не отказала.
А второго шанса нет.
4. никакого самокопирующего бланка не давали.
все сделано с одной целью, что бы отчитаться по бумажке о выполнении, и что бы свести число таких случаев к минимуму. Ибо страховым этого задаром не надо, им чем сложнее путь - тем меньше идущих и меньше выплат. А они главные лоббисты.