Совет директоров Банка России на заседании 15 июня 2015 года принял решение снизить ключевую ставку на 100 пунктов до уровня 11,5%. ЦБ вновь продемонстрировал приверженность принятой в начале года политики постепенной нормализации процентных ставок, сообщив в своем пресс-релизе о сохраняющихся рисках инфляции и дальнейшего охлаждения экономической активности.
Решение ЦБ было вполне ожидаемым и, по сути, компромиссным. Но тем не менее оно встретило критику – правда, немного вялую – как со стороны бизнес-сообщества, рассчитывающего на более резкое снижение процентов по кредитам при одновременном расширении кредитования, так и со стороны профессионалов валютного рынка. Они, напротив, считают нецелесообразным быстро снижать ставки в условиях, когда Банк России занимается ежедневной покупкой валюты в золотовалютные резервы, поскольку это может сократить предложение долларов (из-за снижения ключевой ставки рубль теряет привлекательность для спекулянтов, играющих в carry-trade). А интервенции, направленные на ослабление рубля, вполне способны подстегнуть процесс долларизации сбережений населения и активов бизнеса, что, в свою очередь, рискует вызвать новый отток капитала, в будущем ускорит инфляцию и опять может привести к повышению процентных ставок.
В пресс-релизе ЦБ говорится, что «Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере дальнейшего замедления роста потребительских цен в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками».
Центральный банк пока крайне осторожен и в оценках экономического роста, и в прогнозах инфляционных ожиданий и будущих уровней инфляции. Кроме того, есть риски, которые наш ЦБ не в силах контролировать: немонетарная компонента инфляции, связанная с планируемым ростом тарифов, и ожидаемое во второй половине года начало процесса повышения процентных ставок ФРС США, что может привести к массированному оттоку капиталов с развивающихся рынков, в том числе из России. Не исключено, что эти обстоятельства вновь потребуют от ЦБ принятия экстренных мер.
«Для того чтобы снижались кредитные ставки в экономике, недостаточно снижения нами ключевой ставки. Важно и создание условий для развития экономики, – заявила Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме 16 июня. – Если мы просто будем накачивать экономику дешевыми деньгами, это приведет к резкому росту инфляции, оттоку капитала, долларизации. Монетизация экономики должна расти вместе с экономическим ростом».
При этом к этой стандартной для последних заявлений фразе Центробанк добавил, что «потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками». И еще цитата: «Центробанк прошел значительную часть пути смягчения денежно-кредитной политики, а потенциал снижения регулятором ключевой ставки в ближайшие месяцы ниже, чем в начале года».
Итак, что же из всего этого следует?
Прежде всего, банковскому сообществу и бизнесу в ближайшем будущем не стоит ожидать ни снижения ключевой ставки ниже 10%, ни серьезного смягчения денежно-кредитной политики. И необходимо готовиться к поиску внутренних резервов для роста.
Для банков это означает необходимость продолжать набирать в долгосрочные пассивы средства населения и корпораций, возможно, пожертвовав своей нетто-маржей в пользу более привлекательных процентных ставок по депозитам. Корпорациям следует задуматься об использовании инструментов валютно-процентного хеджирования и о таком понятии, как hedge accounting, чтобы пережить более пролонгированный по времени период высоких процентных ставок на рубле.
А главное, стране всерьез придется заняться «импортозамещением» источников инвестиций. Это означает не только завершение докапитализации банковской системы и создания условий для роста пенсионных, страховых, индивидуальных и коллективных накоплений, которые также станут внутренними источниками длинных денег, но и появление в обозримом будущем специализированных инвестиционных банков развития под эгидой ЦБ или правительства.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Угу. По факту ни Богу свечка, ни чёрту - кочерга.
Ну, те источники, которые автор предлагает "импортозамещать" развитию экономики не помогут. Коротких денег, которые, по большей части концентрировались на рынке ценных бумаг, и даром не нать. А вот о внутренних источниках длинных денег можно бы и поговорить. Длинных и дешёвых. Поскольку длинные и дорогие опять же экономике ни к чему.
Банк России под чутким руководством Эльвиры Сахипзадовны и Ксении Валентиновны благополучно заборол инфляцию рецессией и снижением реальных доходов населения.
Откуда предполагается брать накопления (пенсионные, страховые, индивидуальные и коллективные) в период рецессии и снижения реальных доходов населения?
Напоминаю, что "накачивание экономики дешевыми деньгами" Эльвира Сахипзадовна (в отличие от более вменяемых руководителей центральных банков цытаделей демократии), считает абсолютно недопустимым приёмом. Они (длинные дешёвые деньги) должны просто взяться. Сами. Откуда-то. Их, как небо и землю Господь создаст из небытия "Невидимая Рука рынка".
Экономический либерализм, в особенности на отечественных нивах, - тоталитарное сектантство в самом что ни на есть незамутнённом виде.
Вековая российская болтовня "про длинные и дешевые" элементарно противоречит здравому смыслу. Чем дальше горизонт инвестирования, тем выше неопределенность, тем выше риски, тем выше должна быть премия за принимаемый кредитором риск.
Не бывает такого, что и надолго да еще и дешево. "Ищи дурака!" (с) (Буратино)