Проблемы, с которыми сталкиваются банки, а значит, и их клиенты, почти всегда имеют интересную и почти детективную предысторию. А тандем «банк – девелопер» зачастую становится главным героем в триллерах, которых, увы, так много в истории российской банковской системы.
История берет начало в далеком 2004 году, когда некая инвестиционная компания получила участок земли под строительство элитного жилого комплекса. Сдача объекта была запланирована на 2006 год, однако к намеченному сроку строительные работы даже не начинались, зато половина квартир жилого дома уже была продана. Продажи начались практически сразу же после объявления о строительстве и велись через аффилированные со строительной компанией фирмы. Общий объем средств, привлеченных от дольщиков – физических лиц, составил около 2 млрд рублей, дополнительно на строительство объекта было выделено два кредита в сумме 6,26 млн долларов и более 57 млн швейцарских франков. Немного позднее было привлечено еще свыше 14 млн долларов. В результате большая часть данных средств исчезла в неизвестном направлении, а строительство остановилось на этапе котлована.
Первое уголовное дело было возбуждено в 2011 году. В ходе следствия гендиректор застройщика был заключен под стражу, а отдельные эпизоды, касающиеся хищения средств, были выведены в отдельное производство. В результате в 2013 году инвестиционная компания была признана банкротом, а общая сумма требований к ней превышает, согласно реестру кредиторов, 2,5 млрд рублей. Средства, которыми оплачивались квартиры, проходили через несколько компаний-посредников, а платежи между фирмами проводились через банк, о котором сегодня и пойдет речь. К слову, бенефициар банка (известный на рынке своими девелоперскими проектами предприниматель) в прошлом являлся заместителем директора фирмы, через которую и проходила продажа квартир элитного жилого комплекса. В 2014 году конкурсный управляющий инвестиционной компании сообщила, что нашла инвестора, готового достроить дом, в результате чего срок реализации инвестпроекта продлили до 2016 года. Привлеченным инвестором на этот раз оказалась по случайному совпадению компания, аффилированная с банком. Директором и соучредителем технического заказчика, которого было решено привлечь к проекту, стал партнер владельца банка по ряду бизнесов. Возникло мнение, что такое количество взаимных связей и переплетений – не случайность. Впоследствии, 26 июня 2015 года, на земельный участок был наложен арест. Обеспечительная мера была наложена в рамках уголовного дела, возбужденного по факту хищения денежных средств в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ, «Мошенничество»). История получила широкий общественный резонанс и активно освещалась в различных СМИ.
Если компания собственника была вовлечена в схемы сомнительного характера, то не исключено, что такой же подход может применяться в деятельности других компаний, подконтрольных известному девелоперу Дмитрию Скопинову, крупнейшим активом которого на сегодняшний день является ПАО «АКБ «Евромет».
Вполне вероятно, что именно участие банка в описанной истории и привело к тем проблемам, с которыми столкнулась сегодня кредитная организация. На текущий момент банк отключен от системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП), а на сайте кредитной организации появилось сообщение о приостановке обслуживания физических и юридических лиц.
«Евромет» – небольшой столичный банк с активами в 10,7 млрд рублей. По обеим сторонам баланса наблюдается сильная концентрация отдельных статей – в частности, высока доля вкладов физлиц в пассивах, а корпоративного кредитного портфеля – в активах. С начала года доля средств физлиц выросла на 26,5% и занимает в составе пассивов 50%. Средства юрлиц с начала года продемонстрировали отрицательную динамику и на текущий момент составляют 13,2% нетто-пассивов. Капитал банка с начала года сократился на 13,3% – до 1,7 млрд рублей. В структуре активов банка 93,9% формирует кредитный портфель, более чем на 99% представленный ссудами, выданными юрлицам. Кредитный портфель долгосрочный, более 95% ссуд выдано на срок от одного года до трех лет и более. Просрочка по портфелю показана на нулевом уровне, что также обращает на себя внимание. Уровень резервирования по портфелю – 18,5%. Уровень обеспечения кредитного портфеля залогом имущества высокий – 170%, при этом оценить качество обеспечения не представляется возможным. Уровень активов высокой ликвидности составляет лишь 3,8%. Обращают на себя внимание и высокие обороты относительно объемов остатков на отчетные даты.
Проведенный анализ баланса банка позволяет сделать заключение о превращении некогда успешного банка в «пылесос». Основная задача таких финансовых учреждений – привлечь как можно больше вкладов и вывести активы, которые чаще всего выводятся через фирмы-однодневки либо направляются на финансирование деятельности бизнеса владельцев банка. В балансе банка на такую схему деятельности указывает сочетание следующих факторов: высокая доля вкладов в пассивах (50%) и корпоративного портфеля в активах (99%) при крайне низкой просроченной задолженности (0%).
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Угу. Не Путиловский это точно. Ни по "образу лица", ни по "качеству анализов"
Почему сотрудники Банки.ру и прочих информагентств способны выявить создающие угрозу населению и бизнесу банки, а сотрудники ЦБ - нет?
Почему последние очухиваются лишь тогда, когда клиентские деньги выведены в неизвестном направлении, а размер дыры в балансе достигает порой годовых бюджетов крупных городов?
Как бы некоторые комментаторы не язвили, хорошая работа, продолжайте делать это важное для нас всех дело!
Это после того как сотруники ЦБ отключили эти банки от БЭСП?
Изрядные аналитики, что и говорить.